Уход за больными детьми грудного возраста. Выхаживание в роддоме. Недоношенные малыши: особенности

Главная / Болезни

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Сибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России

Кафедра детской хирургии

Реферат на тему:
«Общий уход за больными детьми в стационаре»

Выполнила:
Студентка
Педиатрического факультета 1 курса группы 2103
Шевцова Юлия Андреевна

Томск 2012
Содержание.

1.Введение. 3
2.Общий уход за больными в детском хирургическом отделении. 4
3.Подготовка больных к экстренной и плановой операции. 9
4.Список литературы. 13

Он состоит из 7 врачей и 10 акушерок. Акушерки, которые здесь работают, - это интенсивные акушерки, независимо от того, служат они детям из интенсивного или физиологического центра. Они очень хороши как профессиональными навыками и опытом, так и нашими маленькими пациентами и их матерями. Учитывая, что число варьируется, около 20 детей в среднем находятся в палате каждый день. Последние дни даже достигли.

Д-р Стойчкова: Наш отдел отвечает 2-му уровню компетенции. Существует три уровня компетентности, с университетскими больницами на третьем уровне. Некоторые из лечебных диагностических процедур, которые мы выполняем, соответствуют тем, которые выполняются в больницах 3-го уровня компетентности.

1.Введение.

Уход за больными в стационаре осуществляется средним медицинским персоналом, а на дому - родственниками больного и медицинской сестрой.

Под уходом следует понимать:

    создание и поддержание санитарно-гигиенической обстановки в палате и дома;
    устройство удобной постели и содержание ее в чистоте;
    гигиеническое содержание больного, оказание ему помощи во время туалета, приема пищи, физиологических и болезненных отправлений организма;
    выполнение врачебных назначений;
    организацию досуга больного;
    поддержание в больном бодрого настроения ласковым словом и чутким отношением.
С уходом тесно связано и круглосуточное наблюдение за больным: за изменениями в проявлениях болезни, физическими отправлениями, настроением больного. О всех замеченных изменениях средний медицинский персонал сообщает врачу, помогая ему составить правильное представление о состоянии больного и правильно руководить лечением.

Своевременное распознавание болезни, хороший уход и назначение правильного лечения обеспечивают больному выздоровление.

Фото: архив больницы «Надежда». МТА: А как насчет акушерок в неонатальной палате? Д-р Стойчкова: Акушерки иногда не являются вторыми руками врача, иногда это даже первые руки. Опытная акушерка по уходу за новорожденным может иногда распознавать сигналы, которые обращают внимание врача на необходимость активного наблюдения.

Д-р Стойчкова: Наша цель в больнице - сохранить вместе мать и ребенка. Матери, которые рожали, обычно получают своих детей немедленно, чтобы их похоронить. Для кесарева, по очевидным причинам, это не всегда так. Но когда есть возможность, младенцу дается мать на операционном столе, чтобы его обнимали. Акушерки принимают ребенка и после того, как женщина оправляется, пока она находится в реанимации, она дает ему обниматься и кладет ее на грудь. Наша идея состоит в том, что матери приходят в палату вместе со своими младенцами.

2.Общий уход за больными в детском хирургическом отделении.

Уход за больными (санитарная гипургия-от греч. "гипур-гео"- помогать, оказывать услугу)-это медицинская деятельность по реализации требований клинической гигиены в стационаре, это выполнение компонентов личной гигиены больного и окружающей среды, которые больной не в состоянии обеспечить сам в силу заболевания или перенесенного оперативного вмешательства.
Для этой цели медперсонал использует физические и химические методы на основе главным образом ручного труда. К физическим методам клинической гигиены относится мытье тела и предметов окружающей обстановки, проветривание помещений, обжигание, использование сухого жара или водяного пара, кипячение, облучение. Перевязочный материал, дренажи, тампоны от гнойных больных уничтожаются сжиганием. При сжигании должна быть безопасная транспортировка загрязненного материала и специальное устройство для сжигания. На установках для сжигания и при оценке сжигаемого материала должны работать специально подготовленные сотрудники. К химическим методам относятся кислоты, алкалоиды, тяжелые металлы, окислители, галогены, фенол и его производные, хлоргексидин, соединения четвертичного аммония и фосфония, поверхностно активные вещества, спирты, альдегиды, красящие вещества. Все дезинфицирующие средства, допускаемые.к использованию, перечислены в приказе 720 - хлорамин Б 0,5 % р-р, хлорамин Б с 0,5 % моющего средства, 3 % Р-р перекиси водорода, перекись водорода с 0,5 % моющего средства, дезоксон-1 , дезоксон-1 с 0,5 % моющего средства, дихлор-1 (1%), сульфохлорантин (0,1%), 70% этилового спирта, хлордезин (0,5%). В качестве моющих средств используют стиральные порошки.
Уход за больными - это помощь больному в его немощном состоянии, важнейший элемент клинической и медицинской деятельности. В хирургическом стационаре уход за больными-исключительно важный элемент хирургической деятельности, оказывающий серьезное влияние на исход лечения больных.
К уходу за больными относятся:
1. четкое и своевременное выполнение назначений врача;
2. помощь при удовлетворении естественных потребностей больного (еда, питье, движение, опорожнение мочевого пузыря и др.)
3. соблюдение принципа охранительного режима (устранение различных раздражителей, отрицательных эмоций, обеспечение тишины, покоя);
4. создание санитарно- гигиенической обстановки в палате, наблюдение;
5. проведение профилактических мероприятий (профилактика пролежней, паротита и т. д.).

Общий уход включает мероприятия, которые могут проводиться независимо от характера болезни. В специальный уход входят дополнительные мероприятия, проводимые только при определенных заболеваниях -хирургических, урологических и т.д.
Основные элементы общего ухода:

Д-р Стойчкова: Нет, кесарево сечение проводится с помощью спинальной анестезии. И она не имеет никакого отношения к корме. Даже полная анестезия не оказывает негативного влияния на новорожденного и не переходит в грудное молоко. Сам механизм нормального родов стимулирует раннее образование грудного молока. У матерей, родившихся с кесаревым сечением, грудное молоко может появиться чуть позже. Самое главное, однако, это отношение матери, хочет ли она кормить грудью или нет. В последние годы мы наблюдаем действительно позитивную тенденцию в этом направлении.

    гигиена персонала,
    гигиена окружающей среды,
    гигиена постельного и нательного белья,
    гигиенаодежды больного, личных вещей больного,
    гигиена передач больному, посещений больного,
    гигиена питания больного,
    гигиена выделений больного,
    транспортировка больного,
    деонтология общего ухода за больными.
Основные должностные лица, обеспечивающие уход за больными в стационаре: мед.сестра, санитарка-буфетчица, младшая мед. сестра, санитарка.
Гигиена медицинского персонала.
Медицинский персонал всех рангов является основным объектом и субъектом клинической гигиены. Гигиена медперсонала - это строжайшее соблюдение работниками лечебно-профилактических учреждений, особенно хирургического профиля, правил личной гигиены, направленное на предупреждение различных осложнений у больных до и после операций. Медперсонал может служить источником заноса инфекции в хирургический стационар, распространять ее в пределах стационара, а также выносить инфекцию за его пределы.
Целью личной гигиены медперсонала является защита личной одежды и организма персонала от внутрибольничной хирургической инфекции, защита больного от угрозы переноса ему инфекции, защита людей, контактирующих с медперсоналом вне больницы от внутрибольничной инфекции. Основные объекты личной гигиены персонала в хирургии: тело-голова (волосы должны быть чистыми, коротко подстриженными, тщательно спрятанными под колпак или под косынку). Из носа, глаз, ушей не должно быть никаких выделений, во рту -кариозных зубов, язв, воспалительных явлений, на коже - высыпаний, ран, ссадин, гнойно-воспалительных заболеваний, особенно на руках. Ногти на руках и ногах должны быть коротко пострижены, окраска их не допускается.
Гигиена окружающей среды.
Значение поддержания необходимого гигиенического режима в хирургическом стационаре трудно переоценить. К основным объектам окружающей среды относится воздух помещения, мебель, сантехника, мед. оборудование. В больнице существуют естественные и искусственные методы дезинфекции воздуха. К ним относятся регулярное проветривание помещений, использование воздушных фильтров с принудительной вентиляцией, химическая и физическая (лучевая) дезинфекция воздуха. Температура воздуха в палате должна быть в пределах 17- 21град ("зона комфорта"). Большое значение имеет степень влажности. Температура воздуха в палатах в летнее время повышается. В таких случаях практикуется частое мытье полов влажным способом, завешивание открытых окон влажными простынями, применение общих и настольных вентиляторов.
Гигиена больного.
Основным объектом клинической гигиены является больной, неспособный обеспечить гигиену своего тела собственными силами и средствами в больнице. Мероприятия по гигиене тела больного должны носить плановый и регулярный характер. Основные мероприятия и требования к гигиене тела больного: чистота и отсутствие угрозы повреждений кожи и слизистых. В зависимости от заболевания и состояния больного различают общий режим, строгий постельный, полупостельный и индивидуальный. Строгий постельный режим в положении на спине должны соблюдать больные с профузным желудочным кровотечением, после больших операций на органах брюшной полости. Активный постельный режим с поворачиванием на бок, сгибанием ног в коленных суставах, подниманием головы показаны большинству больных в первые дни прсле операций на органах брюшной полости. Вставание больного после операции должно быть в присутствии сестры же ее помощью. Сестра или санитарка, также должны сопровождать больного в туалет.
Гигиенический уход за больными с постельным режимом.
Осуществляет сестра или санитарка под руководством сестры.
Полупостельный режим предписывается лицам, у которых стихли острые боли в животе, экстренная помощь им не оказана и они подлежат наблюдению. Индивидуальный режим включает понятие об исключении из правил общего режима (прогулки на воздухе, пребывание на балконе, ванна или душ перед сном и др.) Уход за кожей при общем режиме может осуществлять больной сам. Во всех случаях больной должен мыть руки до и после еды, после посещения туалета. Частое мытье рук - важный принцип больничной гигиены. Не реже 1 раза в 7 дней больной моется под душем или ванной. Температура воды в ванной не должна превышать 37-39 .
Длительность пребывания в ванной определяется состоянием больного и составляет в среднем 15-20 минут. Во время принятия ванны больного нельзя оставлять одного, даже если его состояние и удовлетворительное. В это же время проводится смена нательного и постельного белья. Для мытья больной получает чистую мочалку. В случае загрязнения белье меняют и чаще. После мытья мочалка и ванна должны быть обеззараженны. После каждого больного ванну моют проточной вод й и дезинфицируют 2 % раствором хлорамина или осветленным 0,5 % р-ром хлорной извести. Щетки для рук, мочалки, губки из резины или поролона дезинфицируют кипячением в течение 15 минут, или замачиванием на 30 минут в 0,5 % р-ре моющего средства и 3 % р-ре перекиси водорода.После этого мочалки и губки ополаскивают проточной водой и сушат.
Все больные в отделении должны обязательно умываться утром мыть уши, чистить зубы, причесываться. Перед сном больной также должен почистить зубы и прополоскать рот. Один раз в неделю во время принятия душа или ванны больным необходимо мыть волосы на голове. При длительном пребывании в стационаре как мужчинам, так и женщинам лучше коротко остричь волосы. Гребень для расчесывания волос должен быть собственный у каждого больного. Ногти на руках и ногах стригут ножницами или скусывают кусачками для ногтей, спиливают пилкой для ногтей. При этом необходимо предохранять околоногтевые валики от травм, образования заусениц. Дезинфекция ножниц, кусачек, пилок проводится кипячением в течение 15 минут или замачиванием в "тройном растворе" на 45 минут, с последующим споласкиванием в проточной воде. Мужчины ежедневно должны сбривать волосы на лице.
Бритвенный прибор дезинфицируется кипячением 15 мин. или замачиванием в тройном растворе-45 минут с последующим ополаскиванием водой.
Гигиена тяжело больных.
Гигиенический уход за кожным покровом, глазами, ушами, полостью носа и рта у хирургического больного в крайне тяжелом или бессознательном состоянии имеет свои особенности и очень важен. Нередко от этого зависит успех лечения. Сохранение здоровой кожи является важным звеном лечения.
При длительном лежании в результате сдавливания мягких тканей, покрывающих костные выступы, возникает местное нарушение кровообращения вследствие чего могут образовываться пролежни. Пролежни -это омертвение кожи, подкожной клетчатки с тенденцией распространяться в глубину. Они обычно возникают в области крестца, лопаток, больших вертелов, локтей, пяток, остистых отростков. Первым признаком пролежней является бледность или покраснение и отечность кожи с последующей отслойкой эпидермиса, появление пузырей. Присоединение инфекции может привести к инфекции и смерти. Поэтому предупреждение пролежней у тяжелобольных является залогом успешного лечения.
Элементы профилактики пролежней:
1). Изменение положения тела больного несколько раз в день если позволяет его состояние;
2). Ежедневное стряхивание простыней от крошек, расправление складок на постельном и нательном белье;
3). Подкладывание под крестец и ягодицы надувного резинового круга, вложенного в наволочку;
4). Ежедневное протирание кожи в местах костных выступов камфорным спиртом, 40 % р-ром спирта, одеколоном, раствором уксуса (1 ст. ложка на 1 стакан воды) или теплой водой с последующим протиранием насухо;
5). При появлении гиперемии- крацевание для улучшения местного кровотока;
6) Обмывание кожи при мацерации водой с мылом, высушивание и припудривание присыпкой;
7). Проведение гигиенической и дыхательной гимнастики по показаниям.

Ногти на руках и ногах регулярно по мере их роста необходимо срезать ножницами или скусывать кусачками, оберегая околоногтевые валики от повреждения, заусениц.
Волосы, как уже отмечалось, необходимо мыть 1 раз в неделю, расчесывать и укладывать в прическу или косу. У тяжелобольных предпочтительно короткая стрижка волос. У тяжелобольных необходимо промывание глаз от выделений, склеивающих ресницы.
Уход за кожей заключается в ежедневном мытье лица, шеи и рук с мылом, ежедневное обтирание всего тела теплой водой и обсушивание сухим полотенцем. Все тело должно мыться не менее трех раз в неделю. Ногти моются в тазу, тщательно очищать от грязи межпальцевые промежутки, отросшие ногти остригают. У тучных больных, особенно женщин особое внимание надо обращать профилактике дерматитов и опрелостей на молочных железах, в паховых складках и в области промежности. Эти участки ежедневно необходимо промывать слабыми дезинфицирующими растворами (перманганата калия, борная кислота), осушивать и припудривать тальком или специальной присыпкой. Женщинам ежедневно на ночь и утром производят гигиенические подмывания. Для этого необходимо иметь клеенку, судно, кувшин с теплой водой и дезинфицирующим раствором (30-35 градусов), корнцанг и стерильные ватные шарики. Санитарки подкладывают под таз больной клеенку, поверх которой между бедер ставится судно. Больные лежат на спине, согнув и несколько разведя ноги. Дезинфицирующий раствор поливают из кувшина на наружные половые органы и ватным шариком на корнцанге про- изводят моющие движения от половых органов к заднему проходу. После этого кожа протирается сухим тампоном сверху вниз.
Гигиена белья больного.
Пижамы, халаты, цветное белье замачивают в 0,2 % растворе хлорамина Б (240 мин), 0,2% растворе сульфахлорантине (60мин.), 1% растворе хлордезина (120 мин.), 0,5% растворе дих-лор-1 (120 мин), 0,05 растворе дезоксона-1 (60 мин.) с последующей стиркой в прачечной. Нательное и постельное белье стирается в прачечной с кипячением. Смену нательного и постельного белья производят не реже 1 раза в 7 дней (после гигиенического мытья). Кроме того, белье обязательно меняют в случае загрязнения. При смене нательного и постельного белья его аккуратно собирают в мешки из плотной хлопчатобумажной ткани или емкости с крышкой. Категорически запрещается сбрасывать белье, бывшее в употреблении на пол или в открытые приемники. Сортировку и разборку грязного белья производят в специальном выделенном помещении вне отделения.
После смены белья протирают предметы в палате дезинфицирующим раствором.
Матрацы, подушки, одеяла обеззараживаются в камерах параформалиновых по пароформалиновому и паровоздушному методам. Предпочтительно в хирургии использовать стерильное белье. Чистое белье хранится в шкафах у сестры-хозяйки, постовой сестры и у санитарки. В отделении должен быть запас белья на сутки. В зависимости от состояния больного существуют различные смены постельного белья. Ходячий больной может сам поменять постель.

Интервью с доктором Валентиной Гергиновой - заведующим кафедрой неонатологии в «Вита». Доктор Гергинова, каков первый вопрос, который будущая мать должна спросить сначала о себе, а затем о специалисте из новорожденного в больнице, которую она решила родить?

Самое главное для любой будущей матери - узнать об уровне компетентности отделения новорожденных в конкретной больнице или медицинском учреждении, которые она выбрала для рождения своего ребенка. Она должна знать о количестве и возможностях специалистов, а также о мероприятиях и оборудовании, предлагаемых отделом. Эта информация поможет ей определить, может ли она полагаться на объект для любых осложнений в адаптации новорожденных, что, конечно, мы не хотим никого, но всегда можно ожидать.

3.Подготовка больных к экстренной и плановой операции.

Предоперационный период – это время от момента поступления больного, в хирургический стационар до начала проведения оперативного исцеления. На этапе непосредственной предоперационной подготовки проводятся целительные мероприятия в целях выявления основного заболевания и благоприятной фазы для оперативного вмешательства, исцеление имеющихся остальных заболеваний и подготовка жизненно принципиальных систем и органов.
Комплекс целительных мероприятий, проводимых перед операцией для перевода основного заболевания в более благоприятную фазу, исцеление сопутствующих заболеваний и подготовка жизненно принципиальных органов и систем для профилактики послеоперационных осложнений именуется подготовкой больных к операции.
Основная задачка предоперационной подготовки – понижение операционного риска и создание хороших предпосылок для благоприятного исхода.
Предоперационная подготовка проводится всем больным. В наименьшем объеме проводится только больным, оперируемым по экстренным и неотложным свидетельствам.
Накануне плановой хирургической операции проводится общественная предоперационная подготовка. Её мишень:
1. Исключить противопоказания к операции методом исследования жизненно принципиальных органов и систем больного.
2. Подготовка больного психологически.
3. очень приготовить системы организма больного, на которые вмешательство окажет наибольшую нагрузку во время операции и в послеоперационном периоде.
4. приготовить операционное поле.
Общий осмотр.
Каждого больного, поступающего в хирургический стационар для оперативного исцеления, непременно нужно раздеть и осмотреть кожу всех частей тела. При наличии мокнущей экземы, гнойничковых высыпаний, фурункулов ил новых следов указанных заболеваний операцию временно откладывают и больного направляют для поликлинического долечивания. Операцию такому больного выполняют через месяц после полного исцеления, ибо инфекция может проявить себя в месте оперативного вмешательства у ослабленного операционной травмой больного.
Сбор анамнеза.
Сбор анамнеза дает возможность выяснить и уточнить перенесенные заболевания, выявить, страдает ли больной гемофилией, сифилисом и др. У женщин нужно уточнить срок последней менструации, так как она оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма.

Лабораторные исследования.
Плановые больные поступают в хирургический стационар после лабораторного обследования в поликлинике по месту жительства. Им проводятся общий анализ крови и мочи, анализ мочи на сахар, биохимический состав крови и нужные рентгенологические исследования органов груди и брюшной полости.
Клиническое наблюдение.
Необходимыми являются знакомства больного с лечащим врачом и налаживание взаимоотношений меж ними. Для окончательного исключения противопоказаний к операции, выбора метода обезболивания и проведения мероприятий, предупреждающих следующие осложнения, нужно, чтоб больной полностью открылся врачу. Если не требуется особая подготовка больного для операции, то предоперационный период больного в стационаре составляет традиционно 1-2 дня.
Психологическая подготовка больного.
Травмирование психики хирургических больных начинается с поликлиники, когда врач советует оперативное исцеление, и длится в стационаре при непосредственном назначении операции, подготовке к ней и пр. Поэтому совсем принципиально чуткое, внимательное отношение к больному со стороны лечащего врача и обслуживающего персонала. Авторитет врача способствует установлению близкого контакта с больным.
В день операции хирург обязан уделить максимум внимания больному, ободрить его, спросить о самочувствии, осмотреть, как подготовлено операционное поле, слушать сердце и легкие, осмотреть зев, успокоить.
Хирург в полной готовности ожидает больного, а не напротив. При операции под местной анестезией разговор обязан вестись меж хирургом и больным. Своим спокойствием и ободряющими словами хирург благотворно влияет на психику больного. Резкие замечание в адрес больного недопустимы.
После окончания операции хирург обязан осмотреть больного, ощупать пульс и ободрить его. В этом больной будет созидать заботу о нем.
В палате все обязано быть готово к приему больного. Основное при этом – устранение боли с применением обезболивающих, воплощение мероприятий, направленных на улучшение дыхание и сердечно- сосудистой деятельности, что предотвращает ряд осложнений. Хирург обязан не один раз зайти к прооперированному им больному.
Врач в беседе с больным обязан объяснять ему сущность болезни. Если же больной со злокачественной опухолью продолжает сомневаться и упорно отказывается от оперативного исцеления, то допустимо сказать, что его заболевание через некое время может перейти в рак. Наконец, при категорическом отказе целесообразно сказать больному, что у него начальная стадия опухоли и промедление с операцией приведет к запущенности заболевания и неблагоприятному исходу. Больной обязан понять, что в данной ситуации операция является единственным видом исцеления. В ряде случаев хирург обязан объяснить больному истинную сущность операции, её последствия и прогноз.

В этом отношении, каков уровень компетенции Неонатальной палаты в больнице Вита? Неонатальный отдел больницы «Вита» обладает уровнем компетентности, который отвечает всем требованиям хорошей медицинской практики в соответствии с Медицинским стандартом неонатологии. Регулярный визит новорожденных к их индивидуальным потребностям, так как неонатолог ежедневно дает исчерпывающую подробную информацию родителям о состоянии ребенка.

В родильном отделении больницы роды проводятся после 35-й недели беременности на нормальной и оперативной основе. В родильном зале есть реанимационный питомник, созданы все необходимые условия для адекватной адаптации новорожденного к новым условиям жизни.

Подготовка жизненно принципиальных органов больного к операции.
Подготовка органов дыхания
На органы дыхания падает до 10 % послеоперационных осложнений. Поэтом на дыхательную систему больного хирург обязан обращать особенное внимание.
При наличии бронхита, эмфиземы легких угроза осложнений в несколько раз растет. Острый бронхит является противопоказанием к выполнению плановой операции. Больные хроническим бронхитом подлежат предоперационной санации: им назначают отхаркивающие препараты и физиотерапевтические процедуры.
Подготовка сердечно-сосудистой системы.
При обычных сердечных тонах и отсутствии конфигураций на электрокардиограмме специальной подготовки не требуется.
Подготовка ротовой полости.
Во всех вариантах перед операцией больным требуется санация ротовой полости с привлечением стоматолога.
Подготовка желудочно- кишечного тракта.
Перед плановой операцией на органы брюшной полости больному ставят очистительную клизму вечером накануне операции. При подготовке больных к операции на толстом кишечнике его нужно очистить. В этих вариантах за 2 дня до операции дают 1-2 раза слабительное, за день до операции больной воспринимает жидкую пищу и ему назначают 2 клизмы, не считая того, утром в день операции делают еще одну клизму.
Подготовка печени.
Перед операцией исследуются такие функции печени, как белков-синтетическая, билирубиновыделительная, мочевинообразовательная, фермантативная и др.
Определение функции почек.
Во время подготовки больных к операции и в послеоперационном периоде состояние почек традиционно оценивается по анализам мочи, функциональным пробам, изотопной ренографии и др.
Непосредственная подготовка больных к операции и правила её проведения.
Накануне операции больной воспринимает ванну. Перед мытьем врач направляет внимание на кожные покровы, нет ли гнойничков, высыпаний, опрелостей. При обнаружении плановая операция отменяется. Операционное поле бреют в день операции во избежания порезов и царапин, склонных к инфицированию.
В согласовании с видом обезболивания за 45 минут до операции по назначению врача-анестезиолога делается премедикация. Перед доставкой больного в операционную больной доставляется на каталке. Операция выполняется в строжайшей тиши. Разговор может вестись об операции.
Подготовка больного к экстренной операции.
Больного готовят к операции в кратчайший срок. По указанию врача, если есть необходимость, делают срочный анализ крови, мочи и некоторые другие исследования. Производят санитарную обработку (обмывание или обтирание) загрязненных участков тела. Гигиеническая ванна и душ противопоказаны. Иногда по указанию врача для опорожнения желудка производится промывание его через зонд. Кожу в области операционного поля бреют сухим способом без намыливания.
Методика подготовки раны к операции. При ранении операционное поле обрабатывают следующим образом: снимают повязку, рану прикрывают стерильной салфеткой, бреют волосы вокруг раны сухим способом, обрабатывают кожу вокруг раны медицинским бензином, а затем спиртом. Обработку и бритье производят в направлении от краев раны (не соприкасаясь с ней) к периферии. Смазывают операционное поле спиртовым раствором йода дважды: сначала по окончании механической очистки кожи, а затем еще раз непосредственно перед операцией.
В экстренных операциях нуждаются больные с острым аппендицитом, ущемленной грыжей, кишечной непроходимостью, перфоративной язвой желудка, внематочной беременностью, а также с проникающими ранениями грудной клетки, живота и некоторыми другими травмами.

Отделение новорожденных полностью оснащено высокоспециализированным оборудованием и принадлежностями для интенсивной терапии, диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний и инфекций в неонатальном периоде. Каковы самые важные вещи о современной болгарской матери, связанной с ее пребыванием и ребенком в больнице?

Для современных матерей чрезвычайно важно иметь максимальную близость и постоянный контакт с новорожденным. Вот почему их первый вопрос связан с тем, может ли ребенок находиться в комнате матери, может ли она накормить его и позаботиться об этом. Помимо того, что ребенок чувствует себя более расслабленным, когда он со своей матерью, эта близость с первых часов помогает достичь более сильной психоэмоциональной связи между ними.

4.Список литературы.

    «Уход за больными в хирургической клинике» Евсеев М.А.
    «Общий уход за больными в терапевтической клинике» Ослопов В.Н., Богоявленская О.В.
    «Общий уход за больными» Е.Я. Гагунова
    «Уход за хирургическими больными» Методичка для 4 семестра стоматологического факультета.
    Максименя Г.В. Леонович С.И. Максименя Г.Г. " Базы практической хирургии "
    Буянов В.М. Нестеренко Ю.А. " Хирургия"

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

С другой стороны, у матери есть возможность столкнуться с любыми трудностями, которые мы можем легко решить, пока она и ребенок все еще находятся в палате. Как правило, до выписки из больницы Вита, акушерки приносят матери в повседневную заботу о ребенке, показывая им, как сделать купание ребенка, в том числе купание, лечение сосками, уход за кожей, смену подгузников и, наконец, не в последнюю очередь - Мама. Таким образом, она придет домой более расслабленной и подготовленной.

Пришло время упомянуть, что подробности о родах, физиологии, адаптации и наиболее распространенных патологических состояниях в период новорожденного, будущих матерей можно также узнать во время лекций нашей школы будущих родителей. Тема грудного вскармливания и его значение никогда не были столь важны, как в последние несколько лет. Каково ваше мнение по этому вопросу?

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.А. БОГОМОЛЬЦА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ (СЕМИНАРСКОМУ) ЗАНЯТИЮ

1. Актуальность темы:

Особенности гигиены детей и уход за ними в стационаре детской больницы являются актуальной проблемой педиатрии. От правильно организованной работы, тщательного выполнения практических навыков по уходу за больным ребенком, соблюдения личной гигиены зависит ход заболевания, сроки выздоровления и последующей реабилитации ребенка.

Известно, что грудное молоко - лучшая пища для новорожденного и младенца, который доставляет не только все необходимые питательные вещества, но и факторы роста, гормоны, иммуноглобулины - вещества иммунитета, в том числе гормон счастья. Было показано, что дети, кормящие грудью, растут не только здоровыми, но и более счастливыми и уверенными во взрослой жизни. Даже когда есть дети интенсивной терапии, их обязательно кормят грудным молоком. Конечно, в тех случаях, когда у матери есть физиологическая проблема, и несмотря на все попытки, грудного молока не появляется, тогда нам нужно кормить ребенка молочным продуктом.

2. Конкретные цели:

  • демонстрировать владение конкретными навыками ухода за ребенком в стационаре;
  • знать особенности гигиены детей в зависимости от пола и возраста;
  • знать технику проведения и использования лечебных и гигиенических ванн;
  • уметь ухаживать за больными с лихорадкой;
  • владеть техникой измерения температуры тела;
  • уметь провести смену нательного и постельного белья, особенно у тяжелобольных;
  • знать основные виды клизм, владеть методикой и правилами постановки клизм детям разного возраста;
  • уметь обрабатывать пуповинным остаток;
  • знать правила профилактики молочницы и уметь обрабатывать ротовую полость при молочнице;
  • уметь пользоваться ушными и глазными каплями.

3. Базовый уровень подготовки.

Это происходит чаще всего в течение нескольких дней до нормализации лактации. Затем она может спокойно начать кормить своего ребенка. Опять же, в поддержку болгарского искусства, мы стоим перед командой, которая представляет эту удивительную комедию на сцене «Зальцы и смеха».

Забота о новорожденном Для подопечного. . Кафедра неонатологии в больнице «Надежда» располагает современными средствами и оборудованием, а также высококвалифицированным медицинским и медсестринским персоналом для современной диагностики и лечения новорожденных детей. Команда заботится как о здоровых новорожденных, так и о возможности непрерывного круглосуточного контакта между матерью и ребенком и для новорожденных, требующих интенсивной терапии и мониторинга.

4. Задание для самостоятельной работы во время подготовки к занятию.

4.1. Перечень основных терминов, параметров которые необходимо усвоить при подготовке к занятию.

Термин Определение
1.Общий уход за больным Комплекс мероприятий, направленных на поддержку физического и психо-эмоционального статуса пациента, а также санитарно-гигиенического состояния больного и помещения, где он находится, направленный на быстрое выздоровление или улучшение качества жизни больного.
2. Молочница Разновидность грибковой инфекции, которая у детей чаще всего локализуется в ротовой полости, вызывается грибами-сапрофитами, которые вегетируют на коже и слизистых и активизируются на фоне разных неблагоприятных факторов.
3. Лихорадка (гипертермический синдром) Повышение температуры тела выше 37,0 0 С, один из основных признаков инфекционного заболевания. По характеру температурной кривой при некоторых заболеваниях можно поставить диагноз (например, малярия, сальмонеллез, брюшной тиф и др.)

4.2. Теоретические вопросы к занятию:

Палата расположена на синем полу больницы - этаж 2, разработанный специально для матерей и их детей. Доступ к полу ограничивается внешними посетителями и осуществляется через специальные визитные карточки. Проводится качественная первичная реанимация новорожденных здорового и высокого риска. Диагностика и лечение ряда заболеваний - преинатальная асфиксия, инфекционные заболевания, заболевания легких, гемолитическая болезнь плода и новорожденных, нарушения электролитов и другие. Оптимальный уход и мониторинг для новорожденных с низким весом при рождении, которые требуют особого ухода. Все новорожденные проходят скрининг на врожденную гиперплазию надпочечников, врожденный гипотиреоз и фенилкетонурию. Иммунизации, обязательные для неонатального периода, применяются, если родители не выразили письменного согласия на отказ от вакцинации. Организация палаты позволяет наблюдать за новорожденным персоналом и родителями через систему видеонаблюдения, специально установленную в новорожденных помещениях. Врачи дают ежедневную информацию родителям о состоянии ребенка и обсуждают с ними проблемы, которые им интересны, давая советы по воспитанию новорожденного дома. Уход за мобильными хосписами в Чешской Республике еще не охвачен компаниями медицинского страхования.

1.Личная гигиена детей, в зависимости от пола и возраста. Пеленание ребенка грудного возраста.

2.Уход за кожей, глазами, носом, ушами детей 1-го года жизни.

3. Обработка пупочной ранки. Обработка ротовой полости ребенка при молочнице.

4.Гигиенические и лечебные ванны.

5.Уход за детьми с лихорадкой, особенности измерения температуры тела у детей разного возраста.

Не доступны семьям умирающих детей, так как в Чешской Республике есть только четыре передвижных хосписа, которые также заботятся о детях. Его критикует рабочая группа по паллиативной помощи детей, созданная Чешским обществом паллиативной медицины. Ситуация может изменить платежное поручение со следующего года, подготовленное Министерством здравоохранения.

Мы договорились с начальником отдела о том, что они не могут ничего сделать для сына в больнице и что он отпустит его. Дома, без больничных огней и шума из коридора и т.д. - вспоминает Илона Иржина в последние дни своего шестилетнего сына. С помощью хосписа «Мобильный домашний путь» мальчик может вернуться домой, пока не умрет.

6.Смена нательного и постельного белья. Особенности ее проведения у тяжелобольных детей.

7.Основные виды клизм. Методика и правила их постановки детям разного возраста.

4.3. Практические задания, которые выполняются на занятии

Практические навыки Средства учебы
Измерить температуру тела и сделать вывод о соответствии норме и о типе температурной кривой Термометр, температурный лист
Провести смену нательного и постельного белья больному, который находится на постельном режиме Пеленки, распашонки, памперс
Подготовить необходимые средства и продемонстрировать на муляже технику ухода за глазами, ушами, ротовой полостью Муляж, ватные тампоны, турунды, растворы
Приготовить необходимый инструментарий для очистительной клизмы, продемонстрировать методику ее использования Муляж, набор резиновых груш, кружка Есмарха
Подготовить гигиеническую ванну для санитарной обработки больного Ванна, губка, мыло, полотенце

Личная гигиена детей в зависимости от пола и возраста в стационаре детской больницы. Особенности гигиены девочек.

Но большинство умирающих детей остаются в больницах. Хозяйственный прием в Чешской Республике не доступен для всех. Среди прочего, потому что это не распространяется на страховые компании. По словам заместителя министра здравоохранения Тома Филиппа, он может измениться с января, так как услуги мобильных хосписов будут вновь включены в распоряжение о возмещении.

Одно исполнение для более легкого пациента, второе для более тяжелого пациента. И мы хотим реализовать эти два выступления в списке заказов, - объясняет радиожурнал Филипп. Однако страховые компании не обязаны заключать контракты с передвижными больницами. Они сказали чешскому радио. Остальные семь страховых компаний в Чешской Республике либо не ответили, либо дождались окончательного утверждения соответствующих декретов.

Дети должны находиться в чистоте, иметь опрятный вид. Персонал обязан причесывать детей, стричь ногти, при необходимости помогать одеваться. Дети дошкольного возраста, которые находятся на общем режиме, должны самостоятельно ежедневно утром и вечером умываться, чистить зубы, мыть уши. После умывания необходимо вытирать руки и лица сухим полотенцем. У некоторых детей дошкольного, а нередко и школьного возраста кожа от частой мойки и плохого вытирания алеет, становится сухой. Во избежание этого, нужно учить детей правилам гигиены; с целью профилактики кожу на ночь необходимо смазывать детским кремом.

В Чешской Республике в настоящее время действуют только четыре передвижных хосписы, и они также получают педиатрических пациентов. Однако, по словам Павла Климеша из пражского хосписа, «Путь домой» не заботится о пациентах из более отдаленных регионов.

Мы еще не были похищены ребенком в столице Праги. Проблема в пациентах, которые нуждаются в лечении в Мотоле, но живет за Прагой в Среднечешском регионе. На данный момент у нас нет возможностей, - говорит Климеш. Заместитель председателя рабочей группы по вопросам паллиативной помощи детей Ян Хридель объясняет, что помимо расширения сети мобильных хосписов и разрешения финансирования необходимо предпринять ряд дальнейших шагов.

При необходимости нужно помогать ребенку правильно выбрать детскую зубную пасту и объяснить, как правильно пользоваться зубной щеткой, придерживаясь определенной последовательности действий (чистка зубов 2 раза в сутки, щетку направлять по зубам сверху вниз и снизу кверху, спереди и назад).

Медицинские сестры должны помогать больным раннего и дошкольного возраста. Например, расчесывать девочкам длинные волосы индивидуальным гребнем, ежедневно утром и вечером подмывать наружные половые органы теплой водой в направлении спереди назад, к заднему проходу. Раз на неделю проверяют состояние ногтей, 1 раз в 7-10 дней организуют гигиеническую ванну. В этот же день меняют постельное белье. Одежду и нательное белье меняют по необходимости.

Обработка ротовой полости ребенка при молочнице.

Больной ребенок должен полоскать ротовую полость после каждого приема еды, особенно при заболеваниях ротовой полости (стоматит, ангина, фарингит). Целесообразно использовать 1,5% — 2,5% раствор соды или 1% солевой раствор. С целью профилактики молочницы все предметы ухода за ребенком следует кипятить.

Для лечения молочницы применяют многоразовое (5-6 раз в сутки) орошение полости рта 2-5 % раствором натрия гидрокарбоната, 10-20% раствором буры с глицерином. У детей грудного возраста, если молочница плохо поддается лечению, целесообразно применять 2-3 разы в сутки суспензию нистатина с глицерином. Соску смачивают в суспензии и дают ребенку.

Уход за глазами . Специального ухода за глазами не требуется. Ребенок промывает глаза во время утреннего и вечернего туалета. Однако, если есть выделения, которые склеивают ресницы, глаза промывают с помощью стерильного ватного тампона, смоченного теплым крепким чаем или раствором фурацилина (1:5000) от внешнего угла глаза к переносице. Берут 2 ватных тампона – отдельно для каждого глаза. Новорожденным и детям грудного возраста туалет глаз проводят 2 раза на сутки.

Уход за ушами. Туалет наружного слухового прохода у детей раннего возраста проводится 1 раз в неделю. Наружные слуховые проходы очищают ватными жгутиками. Нельзя использовать твердые предметы, потому что ими можно легко ранить кожу наружного слухового хода и барабанную перепонку. Манипуляции нуждаются в большом внимании, осторожности и применении правил асептики. Оттянув ушную раковину левой рукой назад и вверх, врач или сестра вводят в слуховой проход жгутик, делают несколько вращательных движений, вынимают жгутик.

Во время ежедневного утреннего туалета ребенок старшего возраста должен мыть уши.

Уход за полостью носа. Если ребенок самостоятельно не может очистить нос, то ему помогает медицинская сестра – удаляет корочки. Для этого в носовые ходы вводят ватные турунды, смоченные вазелиновым маслом (или другим масляным раствором), глицерином. При этом голову ребенок отклоняет назад и через 2-3 минуты вращательными движениями удаляют корочку. Уход за носом требует определенных навыков и терпения. Туалет носа детям раннего возраста проводят 2 раза в сутки.

Стрижка ногтей. Ногти подрезают своевременно, не реже раза в неделю так, чтобы длина свободного края не превышала 1-1,5 мм Для этого используют маленькие ножницы с закругленными браншами, чтобы не ранить кожу. По окончании стрижки ножницы обязательно протирают ватой, смоченной спиртом или 0,5% раствором хлорамина. Ногти на руках обрезают полукругом, на ногах – ровно, чтобы они не врастали в кожу.

Уход за волосами заключается в мойке головы, расчесывании волос, плетении кос и так далее. Для расчесывания волос используют лишь индивидуальные гребни. Причесать короткие волосы у мальчиков не сложно. Длинные волосы у девочек необходимо разделить на отдельные пряди, расчесать каждую отдельно, при необходимости заплести косы. При наличии значительного количества перхоти или загрязненных волос используют густой гребень, смоченный в растворе столового уксуса. Голову моют шампунем.

Пеленание новорожденных детей . После рождения: сначала одевается тоненькая распашонка (закладывается позади на спине), потом теплая распашонка (закладывается на груди), на промежность одевается подгузник. Ребенок заворачивается в тонкую пеленку, главным образом ручки и ножки. Окончательно малыш заворачивается в теплую пеленку. На первом месяце жизни ребенка пеленают с ручками.

Платочек одевается на голову только после ванны, на свежем воздухе и по медицинским показаниям. С 2-го месяца жизни пеленание аналогично описанному, но ручки не прячутся и находятся поверх пеленки. На 3-м месяце жизни, когда ребенок в дневное время не спит, на ноги одевают ползуны; в возрасте 4-5 месяцев на шею одевают нагрудничек; до конца первого года вместо распашонки одевается рубашка, вместо ползунов – колготки.

Гигиенические и лечебные ванны . Одним из важнейших гигиенических мероприятий есть гигиеническая ванна. Детям старше 1 года в стационаре их проводят один раз в 7-10 дней, детей первых 6 месяцев жизни купают ежедневно (при отсутствии противопоказаний), от 6 мес. до 1 года – через день.

Ванное помещение должно быть светлым, чистым и теплым (25 0 С). Во время проведения ванны запрещается открывать форточки. В каждой ванне должен быть деревянный настил, поверх которого кладут пеленку; пеленку меняют после каждого больного.

Перед началом купания ванну тщательным образом моют щеткой с мылом и обрабатывают 1% раствором хлорамина или другим соответствующим дезинфецирующим средством, потом ополаскивают водой. Ванну наполняют водой непосредственно перед купанием. Заполняют ванну водой на 1/2 или 2/3 — при погружении ребенка вода должна достигать средней трети грудной клетки и не закрывать область сердца. Температуру воды измеряют специальным термометром.

Моют ребенка фланелевой перчаткой или индивидуальной губкой. Сначала моют голову, потом туловище и ноги, особенно тщательным образом протирают складки на шее, в подмышечных и паховых областях.

Длительность проведения ванны для детей второго года жизни 8-10 минут, старше 2 лет – 10-20 мин. Используют специальные детские моющие средства. После купания ребенка обливают теплой водой из душа (температура воды 36,5 0 С), заворачивают в простыню. Кожу детей первого года жизни после купания промокают, детей старше года — вытирают. При необходимости кожные складки смазывают детским кремом. Волосы вытирают и на голову одевают платочек. При проведении гигиенической ванны больным, которые находятся в тяжелом состоянии, их моют в ванне, окуная и вынимая их из ванны на простыне.

После купания ребенка переодевают в чистую одежду, одновременно, как правило, проводится смена постельного белья.

В медицинской карте стационарного больного делается отметка о проведении гигиенической ванны.

Противопоказаниями к проведению медицинских ванн является гипертермия|, некоторые кожные заболевания, тяжелое общее состояние, явления декомпенсации со стороны отдельных органов и систем организма.

Первую гигиеническую ванну дома проводят новорожденному после того, как отпадет пуповина и эпителизируется пупочна ранка (7-10 день жизнь). Для купания ребенка необходимо приобрести отдельную ванночку. Перед каждым купанием ванночку моют щеткой с мылом и ополаскивают холодной водой, а затем – обдают кипятком. Заранее подготавливают пеленки и белье, чтобы сразу после купания ребенка завернуть, не охлаждая его. На дно ванночки опускают пеленки, наливают сначала горячую, а затем холодную воду, доводя ее до 37 0 С. Для измерения температуры воды пользуются водяным термометром. Если пупочна ранка не зажила, или есть изменения на коже, в воду для купания добавляют несколько капель заранее подготовленного крепкого раствора перманганата калия, потому что кристаллы могут вызвать ожог нежной кожи ребенка.

Вода должна быть бледно-розового цвета. Кроме того, купание может проводиться в отварах трав (чистотел, табун, ромашка и тому подобное). В течение первого месяца жизни ребенка для купания желательно брать кипяченую воду. Купают ребенка вечером перед кормлением.. Длительность ванны на первом году жизни – 5-10 минут. Малыша раздевают и опускают в ванночку так, чтобы верхняя часть груди была над водой. Головка ребенка лежит на левом предплечье, а пальцами нужно поддерживать ребенка за левое бедро. Правой рукой поливают водой тело ребенка. Для намыливания употребляют перчатку из мягкого мохнатого полотенца или фланели. После купания ребенка обливают чистой водой, температура которой на 1 0 Сниже, чем в ванночке, закутывают в простыню или махровое полотенце и обсушивают. С профилактической целью смазывают естественные складки пастеризованным растительным или вазелиновым маслом.

Лечебная (общая) ванна . Лечебную ванну назначает врач. В зависимости от температуры различают следующие ванны:

  • горячие – температура воды 40 0 С, но не больше 42 0 С;
  • теплые — температура воды 38 0 С (на 1 0 С выше температуры тела);
  • индифферентные – температура воды 37 0 С (равна температуре тела);
  • прохладные — температура воды 30-33 0 С;
  • холодные – температура воды ниже 20 0 С.

Лечебные ванны могут быть с лекарственными веществами и травами. Детям назначают следующие ванны:

1) при заболеваниях органов дыхания:

– горячие горчичные: 100 граммов горчицы на 10 л воды. Длительность 3-7 мин. Начинают с температуры 36 0 С, потом температуру воды повышают. На голову кладут холодный компресс;

2) при экземе

– крахмальные: 100 граммов крахмала на 10 л воды, температура 37 0 С. Имеет подсушивающее действие и уменьшает зуд;

– с перманганатом калия, температура 37 0 С (добавляют 5% раствор перманганата калия до бледно-розовой окраски воды). Имеет дезинфицирующее и подсушивающее действие;

3) при рахите, гипотрофии:

– морские: 50 – 200 граммов морской соли на 10 л воды. Назначают 2-3 раза в неделю. Курс 15-20 ванн, температура первой ванны 36-36,5 0 С. Длительность 3-10 мин. После каждых 2-3 ванн длительность процедур увеличивают на 1 мин. После морской ванны детей обмывают теплой водой, температура которой на 1 0 С ниже начальной;

4) при функциональных расстройствах нервной системы – хвойные ванны: 2-3 мл| хвойного экстракта на 10 л воды; температура воды 36-37 0 С. Длительность 7-10 мин.

Во время проведения ванны медицинская сестра следит за общим состоянием ребенка, дыханием, цветом кожных покровов.

Если ребенок побледнел, жалуется на головокружение, его срочно вынимают из ванны, кладут на кушетку, подняв кверху ноги, дают понюхать ватку, смоченную нашатырным спиртом, растирают виски. В таких случаях необходимо срочно вызывать врача.

Ручная ванна. Для процедуры подходит детская ванна или таз. Одну или две руки ребенка окунают в воду по локти. Для усиления раздражительного действия в воду можно добавить немного сухой горчицы. Температуру постепенно увеличивают с 37 0 С до 40 0 С; длительность ванны 10-15 мин. Ручные ванны применяют при заболеваниях органов дыхания.

Ножная ванна. В эмалированное ведро или таз наливают воду не ниже 36-37 0 С. Опускают ноги ребенка и последовательно доливают горячую воду, доводя температуру воды до 40 0 С. Длительность процедуры 10-15 мин. после чего ноги досуха вытирают, одевают хлопковые, а также шерстяные носки. Больного укладывают в кровать, придав ему полусидячее положение, тепло укрывают. Для горчичных ножных ванн применяют профильтрированный раствор горчицы из расчета 100 граммов на 10 л воды. Ножные ванны показаны при простудах, гипо – и гипертонических состояниях, локальном поражении суставов.

Смену постельного белья проводят в отделении 1 раз в 7-10 дней после гигиенической ванны, но при необходимости белье меняют чаще. Дети старшего возраста, которые находятся в удовлетворительном состоянии, переодеваются самостоятельно, а больным младшего возраста помогают медицинские сестры или младшие медицинские сестры.

При смене нательного белья больному, который находится на строгом постельном режиме, медицинская сестра поднимает края рубашки, снимает ее через голову, а затем освобождает руки. Чистое белье одевают в обратном порядке. Если у больного повреждена рука, то сначала снимают рукав со здоровой руки, а затем с больной. Надевают рубашку сначала на больную, потом на здоровую руку.

Как правило, одновременно со сменой нательного белья меняют постельное белье. Если больной может сидеть, медицинская сестра пересаживает его с кровати на стул и перестилает кровать. Смену белья у лежащих больных проводят двумя способами: 1) грязная простыня свертывается валиком со стороны головы и ног, а затем забирается. Чистая простыня, которая скатана с двух сторон как бинт, подводится под крестец больного и распрямляется по длине кровати; 2) больного ребенка передвигают на край кровати, потом сворачивают грязную простыню по длине, на свободном месте распрямляют чистую, на которую переворачивают больного, а на другой стороне снимают грязное и расправляют чистую.

Грязное белье (отдельно нательное и постельное) собирают в пластмассовые баки с крышками или клееночные мешки и выносят из палаты в специальную комнату. Сестра-хозяйка, надев сменный халат и клеенчатый передник, сортирует белье и сдает в прачечную. После смены белья пол и расположенные рядом предметы обрабатывают 1% раствором гипохлорида кальция.

В отделении находится запас белья на сутки. Запрещается сушить белье на радиаторах центрального отопления и использовать его повторно.

Несвоевременная и неправильная смена белья, главным образом постельного, способствует возникновению пролежней.

Ребенку, который находится на строгом постельном режиме, подкладывают судно (эмалированное или резиновое) или подают мочеприемник (эмалированный или стеклянный). Больной, которому разрешено вставать, должен пользоваться горшком, который ставят под кровать. Горшок пронумерован, его номер отвечает номеру кровати. Маркировка необходима для того, чтобы ребенок пользовался лишь своим горшком. Судно, мочеприемник или горшок ежедневно моют горячей водой с хозяйственным мылом и потом обрабатывают дез.раствором. Для устранения запахов посуда для испражнений обрабатывается слабым раствором перманганата калия.

Уход за детьми с лихорадкой, обеспечение физиологических отправлений у детей .

При уходе за пациентом следят, не повышается ли у него температура тела. Максимальная температура тела, которую переносит человек, равняется 42-43 0 С, минимальная — 28 0 С, при температуре тела более низкой чем 28 0 С человек не может жить.

Температуру тела больным в больнице измеряют 2 раза в сутки: утром натощак, в 7.00 – 7.30 и в 16.30 – 17.00, перед ужином. Проводить термометрию после принятия еды нежелательно, поскольку ее показатели будут несколько выше. Иногда, по назначению врача, отдельным больным температуру тела измеряют чаще – 3-4 раза в день, или каждые 2 часа. Это позволяет обнаружить кратковременные колебания температуры тела.

В физиологических условиях температура тела здорового человека колеблется на протяжении дня в пределах 36,4 – 36,9 0 С, утром она на 0,3 – 0,5 градуса ниже, чем вечером. После принятия еды и усиленной физической работы она также незначительно повышается. Следует иметь ввиду, что у грудных детей температура тела несколько выше, у людей преклонных лет – более низкая. Разные участки тела имеют разную температуру: в полости рта, прямой кишке, влагалище температура на 0,5-1 0 Свыше, чем в аксиллярной ямке или паховой складке.

Температуру тела чаще всего измеряют в глубине аксилярной ямки. Если термометр сохранялся в дез.растворе, то перед использованием его ополаскивают под проточной водой и вытирают салфеткой насухо, чтобы не вызвать аллергического раздражения кожи у больного. Каждый раз перед измерением температуры тела ртуть в термометре нужно опустить в резервуар. Для этого берут термометр в кулак так, чтобы кончик термометра с резервуаром был свободен и повернут книзу. Потом несколько раз стряхивают термометр, после чего проверяют, опустилась ли вся ртуть в резервуар.

Потом больной в положении сидя или лежа поднимает руку. Если кожа под мышками влажная, ее вытирают насухо, поскольку влажность охлаждает ртуть и показатели термометра будут более низкими. В глубину ямки помещают конец термометра с резервуаром ртути. После этого больной прислоняет согнутую в локтевом суставе руку к телу. Ослабленным больным нужно помогать поднять руку и потом поддерживать ее в нужном положении. Во время измерения температуры больной должен находиться в полном покое, лучше в лежащем положении. Термометр держат под мышкой 10 мин. Показатели термометра заносят в температурный лист, а термометр дезинфицируют.

У детей температуру тела измеряют в паховой складке. Для этого термометр помещают в паховую складку, а ногу ребенка сгибают в тазобедренном суставе так, чтобы термометр спрятался в образованной складке кожи.

Чтобы измерять температуру в ротовой полости, резервуар термомтера размещают под языком, а больной губами придерживает корпус термометра.

При измерении температуры тела в прямой кишке больного выкладывают на бок. Вытертый термометр вводят за внутренний сфинктер на глубину 2-3 см. Для облегчения введения нижний конец термометра смазывают вазелином. После введения термометра ягодицы больного сближают между собой. Термометр держат 5 мин. Противопоказано измерение температуры в прямой кишке при задержке опорожнения, поносе и заболеваниях прямой кишки. После каждого измерения температуры в прямой кишке термометр промывают теплой водой и дезинфицируют.

У детей повышение температуры тела (гипертермия|) наблюдается чаще, чем у взрослых, что связано с особенностями терморегуляции. Гипертермия 38 0 С и выше сопровождается ухудшением состояния ребенка, появлением сонливости, отказом от еды, иногда рвотой и так далее.

Нормальная температура тела, измеренная в подмышечной области, или в бедренной складке составляет 36-37 0 С. Температура в полости рта или в прямой кишке на 1 0 С выше.

Температура тела, измеренная в подмышечной области, которая составляет 37-38 0 С, называется субфебрильной|; 38-38,9 0 С – фебрильной|, 39-40,5 0 С- пиретической|, выше 40,5 0 С – гиперпиретической.

Лихорадка имеет три периода:

Первый характеризуется постепенным повышением температуры тела, лихорадкой, цианозом| губ и конечностей, головной болью и ухудшением общего самочувствия. В этой стадии медицинская сестра должна обеспечить достаточное количество жидкости, хорошо укутать и следить за физиологическими отправлениями.

Второй период – это период максимального повышения температуры, который характеризуется нарастанием интоксикации, усилением головной боли, слабости. Иногда могут наблюдаться галлюцинации, бред, судороги. Такого больного не разрешается оставлять без присмотра, поскольку он может упасть с кровати и травмироваться. Необходимо обеспечить индивидуальный пост медицинской сестры.

Третий период – период снижения температуры тела. Он может проходить по разному: критически, то есть температура быстро снижается, или литически, то есть снижается постепенно. При критическом снижении температуры у ребенка наблюдается слабость, появляется обильный пот, конечности становятся холодными, пульс нитевидным. Больного ребенка нужно обложить теплыми грелками, обеспечить достаточное количество жидкости, одеть в сухое чистое белье. Постепенное снижение температуры сопровождается умеренной слабостью и влажностью кожи.

По типу различают следующие температурные кривые:

— постоянную (febris continua), когда суточные колебания температуры не превышают 1­ 0 С (характерна для брюшного тифа);

— послабляющую (febris remittens) – суточные колебания температуры больше 1­ 0 С (вирусные и бактериальные инфекции);

— интермиттирующую (febris intermittens) – кратковременные периоды подъема температуры на протяжении суток сменяются периодами нормальной или сниженной температуры (гнойно-септические заболевания ревматизм, туберкулез);

— атипичную или неправильную (febris atypica, febris irregularis) – колебание высокой или умеренно высокой температуры не имеет никаких закономерностей (любые инфекции).

В период лихорадки необходимо чаще поить ребенка для пополнения потери жидкости. Используют кипяченую воду, 5% раствор глюкозы или сладкий чай, фруктовые соки. Пить дают небольшими порциями, но часто.

Повышение температуры выше 37 0 С требует дополнительного введения жидкости из расчета 10 мл на каждый килограмм массы тела ребенка. Питание детей с гипертермией должно отвечать возрастным потребностям.

При сухости губ их смачивают водой и смазывают любым жиром (сливочным или растительным маслом). При вынужденном положении в постели, ребенка необходимо чаще переворачивать на протяжении суток, распрямлять складки на белье, при необходимости проводить надлежащий гигиенический туалет.

Для помощи при гипертермическом синдроме необходимо подготовить следующие материалы:

  • смесь из уксуса и воды или спирта и воды в пропорциях 1:1;
  • пузырь с кусочками льда или бутылки, заполненные холодной водой;
  • марлевые стерильные салфетки;
  • клизму;
  • газоотводную трубку.

При гипертермии применяются физические методы охлаждения, для чего ребенка раздевают и растирают тело (конечности, живот, переднюю поверхность грудной клетки), смесью уксуса и воды или спирта и воды в пропорциях 1:1. На голову, на область крупных сосудов (на запясный или голеностопный суставы) на короткое время прикладывают пузырь с кусочками льда, или бутылки, заполненные холодной водой. Можно использовать влажный холодный компресс на голову. По назначению врача медсестра может сделать ванну с температурой воды 37 0 С, или охлаждающую клизму (температура воды на 6-8 0 С ниже температуры тела).

Клизма с прохладной водой (температура воды на 6-8 0 С ниже температуры тела). Ее вводят через газоотводную трубку по 20-150 мл за 2-5 мин. в зависимости от возраста. Конец трубки зажимают. Процедуру выполняют до тех пор, пока температура тела не снизится к 37 0 С.

Основные виды клизм, которые применяют в педиатрической практике, методика и правила их использования у детей разного возраста.

Клизмы применяют с целью очистки кишечника (очистительные клизмы) или введение питательных или врачебных веществ (питательные, лечебные клизмы). Клизма усиливает перистальтику толстого (рефлекторно) и тонкого кишечника, имеет слабительное действие, в некоторых случаях устраняет непроходимость кишечника.

Показание и противопоказание к проведению клизм:

очистительная клизма назначается при запорах, с целью очистки кишечника от кала и газов, при отравлениях, во время подготовки к операции, рентгеновского обследования и перед применением глистогонной терапии. Нельзя ставить очистительные клизмы детям, у которых обнаружены воспалительные, язвенные, гнойные процессы в области ануса и толстого кишечника. Клизмы противопоказаны также при желудочно-кишечных кровотечениях, аппендиците, перитоните, после операций на органах брюшной полости, при коллапсе и некоторых других состояниях.

В зависимости от возраста ребенка для очистительных клизм используют резиновые, грушевидные баллоны разной вместимости 30-100 мл| и больше. Детям старше 5 лет для очистительных клизм необходимо большее количество воды и ее вводят с помощью кружки Есмарха.

Все предметы, которыми пользуются для очистительной клизмы, кипятят. В кишечник детей раннего возраста вводят кипяченую воду температуры 28-30 0 С. При спастических запорах, чтобы уменьшить спазмы гладкой мускулатуры, берут теплую воду (37-38 0 С). При анатомических запорах применяют прохладную воду (22-24 0 С и даже 20°С), которая усиливает тонус и перистальтику толстого кишечника.

На одну очистительную клизму, в зависимости от возраста, нужны разные количества воды:

новорожденным – 30 мл|;

1-3 мес. – 60 мл|;

3-6 мес. – 90 мл|;

6-9 мес. – 120 -150 мл|;

9-12 мес. – 180 мл|;

в 1-2 года – 200 мл|;

2-5 лет 300 мл|;

6-9 лет – 400 мл|;

10-14 лет 500 мл.

Наполняют баллон водой, наконечник смазывают вазелином или вазелиновым маслом, потом повернув баллон наконечником вверх, осторожным нажатием на его дно выпускают воздух к появлению воды из наконечника.

Ребенка кладут на левый бок с согнутыми в коленях и прижатыми к туловищу ногами.

Наконечник резинового баллона вводят в анус на 3-5 см, потом плавно выпускают жидкость в полость прямой кишки. В течение 8-10 минут сжимают ягодицы, чтобы жидкость не вылилась наружу. Потом закладывают между ногами пеленку и отпускают ягодицы, чтобы ребенок опорожнялся. Детей возрастом старше 9-10 месяцев можно посадить на горшок, чтобы прямая кишка полностью освободилась от воды и каловых масс.

Гипертоническая клизма больше активирует перистальтику кишечника, потому ее назначают для устранения пареза кишечника. В зависимости от возраста, вводят 25-100 мл| 10 % раствора кухонной соли.

При длительных запорах можно применять масляные клизмы. Их ставят с помощью небольшого баллончика, наконечник которого вводят на глубину 10-12 см (чтобы ребенок удерживал масло как можно дольше) и вводят в прямую кишку 30-100 мл| масла (прованского, льняного, конопляного, подсолнечного), подогретого до 37-38 0 С.

Если масляная и очистительная клизма не эффективны, ставят сифонную клизму. Сифонную клизму применяют как лечебное мероприятие при спастических коликах для промывания кишечника, с диагностической целью при кишечной непроходимости. Перед сифонной нужно поставить очистительную клизму.

Для сифонной клизмы нужно: воронку объемом 500 мл|, резиновую трубку 1-1.5 м с наконечником, кувшин на 3- 5 литров с теплой кипяченой водой (35-36 0 С), клеенку, таз или ведро для промывных вод.

Методика проведения сифонной клизмы: больного кладут на левый бок с согнутыми ногами, под ягодицы кладут клеенку так, чтобы другой конец ее доходил до сосуда, куда будут выливаться промывные воды. Смазан вазелином гибкий наконечник осторожными вращательными движениями вводят на 20-40 см в толстую кишку. Заполненную водой воронку поднимают на высоту 60-80 см над больным, потом опускают ее вниз и выливают промывные воды в ведро или таз. Манипуляцию повторяют 8-10 раз пока из кишечника не будет выливаться чистая вода. На клизму нужно 3-5 л воды, иногда и больше. После проведения процедуры резиновый наконечник оставляют в толстой кишке на 15-30 мин. вместо газоотводной трубки. Через наконечник из кишечника выливаются остатки воды и отходят газы.

Следует следить за состоянием ребенка. При сильной боли в животе, ухудшении состояния ребенка, появлении в промывных водах крови процедуру немедленно прекращают.

Лечебные клизмы – применяются при необходимости ввести в прямую кишку лекарственное вещество. Проводят сразу же после опорожнения кишечника, или через 10-15мин. после очистительной клизмы. С помощью лечебных клизм вводят: 0,5% раствор танина; отвар ромашки (15 граммов цветов кипятят 2 мин в 250 мл| воды и охлаждают к 40-42 0 С), масло шиповника, облепихи. Для уменьшения перистальтики кишечника можно делать крахмальные клизмы (5 граммов крахмала растворяют в 100 мл| теплой воды, потом добавляют 100 мл| кипятка и охлаждают до 40-42 0 С)

Объем лечебных клизм зависит от возраста ребенка:

до 5 лет – 20-25мл;

5-10 лет – до 50 мл|;

старше 10 лет – 50-75мл.

Наконечник клизмы вводят на глубину 10-12 см.

Газоотводнуютрубку у детей используют при скоплении газов в толстом и тонком кишечнике. Метеоризм вызывает резкую боль в животе, усиливает секреторную и двигательную функции желудочно-кишечного тракта, ограничивает экскурсию диафрагмы и тем самым осложняет дыхание.

Для отведения газов пользуются газоотводной трубкой разной длины: для школьников 30-50см, дошкольники и дети раннего возраста – 15-30см. Конец трубки может быть закругленным. Его смазывают вазелином и осторожно вращательными движениями вводят в прямую кишку по возможности как можно глубже, к сигмовидной кишке: грудным детям на глубину 7-8 см; от 1 до 3 лет 8-10 см; от 3 до 7 – на 10-15 см; школьникам на 20-30 см и больше. Перед процедурой желательно поставить очистительную клизму.

Уход за пупочним остатком

Согласно приказа МОЗ Украины №152 от 04.04.2005 г. уход за пупочным остатком выполняют таким образом:

Перерезка и клемирование пуповины в родильном зале (операционной)

Сменить использованные перчатки на стерильные прежде чем наложить стерильные зажимы на пуповину приблизительно через 1 минуту после рождения ребенка. Перерезать пуповину стерильными ножницами. Через 2 часа после рождения ребенка на пеленальном столе наложить стерильную одноразовую клемму на 0,3 – 0,5 см от пупочного кольца. Обработка культи пуповины антисептическими, антибиотиками нецелесообразна.

Уход за пупочним остатком.

Обязательно тщательное мытье рук медперсоналом и матерями. Пупочний остаток не нужно накрывать повязками или подгузниками. Нет необходимости обрабатывать пупочний остаток антисептиками и антибактериальными средствами при условии обеспечения раннего контакта матери и ребенка “кожа к коже” с последующим совместимым пребыванием.При условии отсутствия раннего контакта “кожа к коже” матери и ребенка и последующей изоляции от матери с целью профилактики колонизации госпитальной флорой рекомендуется обработка пупочного остатка и пупочной ранки раствором бриллиантового зеленого. Одежда ребенка должна быть чистой.

При загрязнении пупочного остатка (остатками мочи, испражнениями и тому подобное) необходимо сразу промыть его теплой кипяченой водой с мылом и тщательным образом просушить его чистой пеленкой или салфеткой. Необходимо содержать пупочный остаток всегда сухим и чистым. Следить за возможными признаками инфекции.

Уход за пупочн ы м остатком (пупочною ранкой) после выписки из родильного стационара

Ребенка можно выписывать домой с пупочным остатком, который не имеет признаков инфекции, при условии проведения медицинским персоналом родильного стационара обучения и усвоения матерью навыков ухода за пупочним остатком. Необходимо поддерживать пупочний остаток (пупочную ранку) всегда сухой и чистой. Не накрывать пупочний остаток (пупочную ранку) подгузниками. До заживления пупочной ранки купать ребенка в кипяченой воде. Тщательным образом следить за достоверными признаками инфекции.

Материалы для самоконтроля:

А. Задание для самоконтроля:

1. Вопросы для самоконтроля:

1. Как ухаживать за кожей грудного ребенка?

2. Как ухаживать за ротовой полостью, ушами, глазами, носовыми ходами у детей разного возраста?

3. Укажите особенности гигиены девочек.

4. Опишите технику проведения лечебных ванн.

5. Опишите технику проведения гигиенических ванн.

6. Какие особенности проведения первой гигиенической ванны новорожденного?

7. Какие особенности гигиены пациента детской больницы?

8. Как пеленать детей грудного возраста?

9. Перечислите особенности измерения температуры тела у детей.

10. Как ухаживать за больными детьми с лихорадкой?

11. Перечислите основные виды клизм и технику их выполнения.

12. Какие методы профилактики и лечения молочнцы Вы знаете?

13. Какие особенности смены постельного белья у тяжелобольных пациентов?

14. Назовите особенности ухода за пупочним остатком согласно приказа МОЗ Украины №152 от 04.04.2005 г.

2. Тесты для самоконтроля

1. Уход за пупочным остатком включает:

а) Тщательное мытье рук

б) Пупочный остаток не нужно накрывать повязками

в) Нет необходимости обрабатывать пупочный остаток антисептиком

г) Все перечисленое

2. Подмывание наружных половых органов девочкам проводят:

а) спереди назад;

б) сзади наперед;

в) не имеет значения.

3. По степени погружения туловища в воду ванны бывают

б) местные;

в) полуванны;

г) сидячие;

д) все перечисленое.

4. Как часто проводят смену постельного белья в стационаре:

а) ежедневно;

б) через 2-3 дня;

в) 1 раз в 7-10 дней и по необходимости;

г) не меняют.

5. Для гипертонической клизмы используют:

а) 10% раствор кухонной соли;

в) кипяченую воду.

6. Лечебные клизмы проводят:

а) после опорожнения кишечника;

б) до опорожнения кишечника;

в) не имеет значения.

7. Для лечения молочницы используют:

а) 1 % раствор перманганата калия;

б) 2 % раствор бриллиантовый зеленый;

г) 2-5 % раствор натрия гидрокарбоната.

8. В зависимости от температуры воды ванны подразделяют на:

а) горячие;

б) теплые;

в) индифферентные;

г) холодные;

д) все перечисленое.

9. Нормальная температура тела измеренная в прямой кишке составляет

в) на 1 0 С выше чем в подмышечной области;

г) на 1 0 С ниже чем в подмышечной области.

10. Какое количество воды нужно на одну очистительную клизму для новорожденного:

а)30 мл|; б) 50 мл; в)75 мл; г) 90 мл

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
г б д в а а г д в а

Задачи для самоконтроля:

У ребенка 20 суток участковым педиатром диагностировано потницу. Какие рекомендации должен дать врач?

а) госпитализировать в детское отделение;

в) обработать кожу дезинфицирующими средствами;

с) назначить лечебные ванны с лекарственными травами;

д) назначить антибиотик.

У ребенка 3 лет, который находится в стационаре по поводу острой бронхопневмонии отмечается запор в течении 3 дней, тянущие боли внизу живота. Что необходимо назначить ребенку?

а) очистительную клизму;

в) сифоновую клизму;

с) слабительные средства;

д) продлить наблюдение.

У ребенка 3 месяцев обнаружен рахит, острое течение, период разгара. Какие лечебные ванны можно рекомендовать?

а) с морской солью или хвоей;

в) крахмальные;

с) горячие горчичные;

д) с чистой кипяченой водой.

Эталон ответов к задачам

Основная литература:

  1. В.Г. Майданник, В.Г. Бурлай. Ваш ребенок(Уход и воспитание). — Киев 2004.-298 с.
  2. Практикум по педиатрии пропедевтики с уходом за детьми. – Киев 2002. Знание Украины. Майданник в.Г., Дука к.Д., Бурлай в.Г.

3. Т.В. Капитан Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – Винница. – 2006.

4А.Н.Бурая, И.А.Головко, В.С.Тихомирова / Руководство к практическим занятиям по уходу за здоровым и больным ребенком. – Москва. – 1982.

5.Мазурин А.В., Запруднов а.М., Григорьев к.И. / Общий уход за детьми. – «Медицина» Москва – 1998

6.А.В. Токарь, В.И. Джемайло но др. /Справочник для медицинских сестер – Киев 2002

7.С.П. Винникова, И.Н. Дыгало и др. / Практические навыки и умения медсестры педиатрического профиля – Ростов-на-дону «Феникс» 2002.

Дополнительная литература:

  1. Р.В.Тонкова-Ямпольская. Т.Я.Черток, И.Н.Алферова / Основы медицинских знаний.- Москва.- 1981
  2. Гребенев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.М. Основы общего ухода за больными. — М: Медицина, 1999.
  3. П.Г.Жученко, Н.С.Пушкарь, И.А.Сытник / Антенатальная охрана плода и уход за новорожденным. – Киев. 1983
    1. Основы медицинских знаний и методы лечения по Девидсону / пер. с англ. В 2 Т. -Киев:»Кобза»,

© 2018 4udak.ru -- Интернет онлайн журнал