Лечение агрессии и агрессивного поведения. Что делать с собственной агрессивностью.

Главная / Разное

Агрессивное поведение у детей может ставить в тупик даже опытных мам и педагогов. Оправдать его малым возрастом, капризами или недомоганием получается не всегда. Бывает, что агрессия у малыша становится нормой и его неохотно встречают на детской площадке другие дети. Чтобы помочь ребенку справиться со своими эмоциями, взрослым важно понять причины враждебности по отношению к окружающему миру.

Чтобы ребенок мог стать полноценной частью детского коллектива, родителям важно проанализировать причины агрессивного поведения

Причины агрессии

Во время приступов детской агрессии близким следует соблюдать спокойствие и выдержку. Важно поставить себя на место малыша и понять, что он чувствует. Проще всего это сделать, если задаться вопросом: «Почему моему сыну (дочери) сейчас настолько плохо, что ему (ей) хочется что-то швырнуть или разбить, кого-то ударить?». Причин агрессивного поведения не так много:

  • страх и тревога в ответ на ощущение опасности, исходящее от окружающего мира;
  • отстаивание своих прав;
  • желание стать независимым и самостоятельным;
  • невозможность удовлетворить какое-то желание;
  • запреты взрослых.

Борьба с враждебным поведением не должна сводиться к усмирению юного бунтаря любой ценой. Прежде всего, он нуждается не в наказании, а понимании, заботе и помощи. Проще навесить ярлык: «неуправляемый», « », но это будет неправильно. Остудить пыл маленького агрессора способна всего одна правильная фраза. Например, «мне не нравится твое поведение», «давай подумаем, можешь ли ты высказать, что тебя тревожит, по-другому» или «взрослые дети так себя не ведут».

Психологи ищут истоки агрессивного поведения в воспитании первых лет жизни. Они советуют либо игнорировать гневное поведение, либо подвергать непослушных бунтарей соответствующему наказанию. В первом случае родители «не замечают» враждебности, но активно поощряют хорошие поступки. Этот способ эффективен только в раннем детском возрасте и он действительно приводит к постепенному угасанию гнева.



Обязательное поощрение хороших поступков - отличный способ нивелировать излишнюю агрессию ребенка

Влияние микроклимата в семье

Домашнее окружение (родители, бабушки, дедушки) – эталон, по которому младшее поколение строит поведение.

  • Менее агрессивны ребята, родители которых не проявляли в их отношении ни снисходительности, ни серьезных наказаний. Их правильная позиция – осуждать враждебность, открыто говорить об этом с детьми, обходиться без строгих наказаний в случае проступков.
  • Наоборот, дети склонных к телесному наказанию родителей перенимают у них пример гневного поведения. Чувствительные к родительской строгости малыши быстро учатся подавлять враждебные импульсы в их присутствии. Зато вне дома они становятся нервными, выбирают слабую жертву коллективе и отыгрываются на ней.
  • Если наказания вызывают физическую боль или сильно расстраивают, малыши могут забыть их причину, и не усвоить правила приемлемого поведения. Под давлением взрослых они сильно меняются, но повинуются только тогда, когда за ними пристально следят.

Когда проявляется детская агрессия?

Когда малыш не испытывает чувства страха и нужды, ему комфортно. Он спокойно играет с детьми или фантазирует о чем-то. Враждебность по отношению к взрослым, сверстникам, окружающей среде у него возникает в таких случаях:

  • его бьют, над ним издеваются;
  • злые шутки и подколы в адрес ребенка;
  • родительское пьянство и дебоши;
  • недоверие родителей;
  • ревность по отношению к одному из членов семьи;
  • для друзей ребенка закрыт вход в дом;
  • чувство ребенка, что его не любят, игнорируют;
  • недоверие родителей ребенку;
  • чувство незаслуженного стыда;
  • настраивание против ребенка его братьев и сестер.


Очень часто причиной агрессии становятся физические наказания ребенка родителями

В воспитании молодого поколения рекомендуется избегать крайностей. Одинаково плохо отражаются на формировании личности предоставление полной свободы и гиперопека. Чрезмерная опека над детьми обычно приводит к инфантилизму, неспособности противостоять стрессовым ситуациям, нормально общаться со сверстниками. Инфантильные ребята часто становятся жертвами агрессии со стороны других детей.

В чем выражается детская агрессия?

Агрессия у детей – эмоциональная реакция на происходящее. Она не плоха сама по себе, поскольку дает ощущение силы, позволяет отстаивать свои интересы и защищать близких людей. Другое дело агрессивность – предрасположенность к нападению, разрушительным действиям, враждебное реагирование на нежелательные перемены. Агрессивное поведение ребенка выражается в следующем:

  • он чувствителен, часто обижается;
  • обвиняет в своих ошибках других;
  • отказывается выполнять правила;
  • идет на открытый конфликт с детьми;
  • ищет повод для ссор и мелких стычек;
  • реагирует на действия и замечания окружающих, теряет над собой контроль (плачет или проявляет враждебность).

При любом гневном проявлении со стороны ребенка детский педиатр Комаровский рекомендует родителям показать, что они сильнее. По его мнению, агрессия – способ продемонстрировать превосходство над старшими, что не должно оставаться незамеченным. Лучшим решением Комаровский считает семейный визит к детскому психологу, который проанализирует ситуацию и проведет лечение.



Агрессивный ребенок не избегает прямых конфликтов, а наоборот идет в них без тени сомнения

Виды агрессии

Агрессия у детей во многом зависит от темперамента. Малыши-сангвиники учатся договариваться. Флегматики и меланхолики сильно обижаются. Холерики проявляют гнев часто и в полной мере. Психологи выделяют такие виды агрессии:

  • физическая (нападение) – сила используется против человека, животного, неодушевленного объекта;
  • прямая – направленная против конкретного субъекта;
  • инструментальная – средство достижения определенной цели;
  • вербальная – выражение негативных чувств через крики, визги, ссоры, ругань, угрозы;
  • враждебная – ставит цель причинения физического или морального вреда интересующему объекту;
  • косвенная – злобные шутки, сплетни в адрес определенного лица, взрывы ярости, топанье ногами, битье кулаками по столу.

Какова бы ни была причина и вид агрессии, малыш попадает в замкнутый круг. Испытывая недостаток любви и понимания, он отталкивает своим поведением окружающих, вызывает неприязнь. Это усиливает его ответные негативные эмоции, поскольку дитя не знает, как можно потребовать внимания по-другому.

Недружественное отношение окружающих возбуждает в ребенке чувство страха и гнева. Его поведение считается асоциальным, но на самом деле является отчаянной попыткой создать связь с близкими людьми. До проявления явной агрессии ребенок выражает свои желания в более мягкой форме. Поскольку они остаются незамеченными, проявляется враждебное поведение.



Сильная обидчивость тоже является симптомом подавленной агрессии

Агрессия и возраст

Наиболее частые проявления агрессии встречаются у маленьких детей. Отчаяние и злость можно обнаружить уже в плаче грудного младенца, которому отказано во внимании. Детей 2-7 лет легко обидеть, обмануть, и своим гневным поведением они выражают реакцию на происходящее. Проявляясь в младенчестве, агрессия растет в течение дошкольного периода и постепенно переходит на убыль. При правильном воспитании подросшие ребята могут понимать поступки и чувства окружающих.

Если родители не реагируют на всплески раздражительности и враждебности отпрыска, такое поведение переходит у него в привычку. В этом случае очень скоро ребенок не сможет вести себя иначе, что осложнит общение со сверстниками и старшим поколением. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста проявляется по-разному. Его основные признаки таковы:

  • в 2 года малыши кусаются, выражая права на свои вещи и переживания по поводу отсутствия внимания со стороны взрослых;
  • в 3 года дети кусаются, дерутся, бросают друг в друга вещи и игрушки;
  • у 4-х летнего ребенка агрессия ослабевает после кризиса трехлетнего возраста, но при вторжении на свою территорию в саду и на площадке он нападает первым;
  • подросшие 5-летние мальчики продолжают выражать агрессию в физической форме, а девочки придумывают обидные прозвища и игнорируют дружбу;
  • 6-7-летние дети знакомы с чувством мести, могут выражать страх и обиду.

Для профилактики агрессии важно создать в доме атмосферу теплоты, заботы, взаимной поддержки. Уверенность в родительской любви и защите помогает ребенку взрослеть и становиться успешной личностью. Чем более уверенным в себе он станет, тем меньше в нем останется эгоизма, тем реже его будут посещать негативные эмоции. Требования взрослых по отношении к своим наследникам должны быть разумны и дети должны понимать, чего от них ждут.



Если в семье царит атмосфера тепла и взаимной поддержки, дети вряд ли станут проявляться агрессивно

Как бороться с агрессивным поведением ребенка?

Внимание к сыну или дочери – первый шаг на пути в борьбе с агрессией. Родители хорошо знают своего ребенка и часто могут предотвратить внезапные вспышки гнева. В отношении физической агрессии это сделать проще, чем в отношении вербальной. Когда ребенок надул губки, сузил глазки или по-иному выразил закипающие эмоции, его следует отвлечь от негатива криком, интересным занятием, удержать за плечи или отвести руку.

Если агрессивный порыв не удалось предотвратить, важно объяснить ребенку, что его поведение некрасиво и неприемлемо. Провинившегося следует сурово осудить и заставить убрать причиненный разгром, а объект вражды окружить вниманием и заботой. Тогда агрессивный ребенок поймет, как он проигрывает от своего поведения и будет более внимателен к советам старших.

Поначалу ребенок будет отвергать замечания взрослых, отказываться убирать за собой и признавать вину. Рано или поздно фраза «если ты достаточно большой чтобы все порушить, то и убрать за собой ты тоже можешь» будет им осмыслена. Уборка сама по себе - не наказание. Довод, что «большой» мальчик должен нести ответственность за поступки, сильнее повлияет на ребенка. После уборки важно поблагодарить маленького помощника.

Снижение словесной агрессии

Вербальную (словесную) агрессию предотвратить сложно и реагировать придется после того, как обидные фразы сказаны ребенком. Желательно их проанализировать и попытаться понять переживания отпрыска. Возможно, он не знает, как по-другому выразить эмоции или же хочет испытать превосходство над взрослыми. Когда враждебно настроенный и нервный ребенок оскорбляет других детей, взрослые должны рассказать им о том, как достойно дать отпор.

Большинство агрессивных поступков в подростковом возрасте совершается в результате эмоционально напряженных ситуаций. Ребят выводит из себя повелительный тон, демонстрация силы и власти, фразы наподобие: «учитель всегда прав», «делай, как тебе велено». В ситуациях, когда родители требуют полного подчинения или поучают, они нередко ведут себя враждебно.

Работа взрослых состоит не в демонстрации превосходства, а в снижении враждебности и предотвращении конфликтов. Лучший способ – установить с подростком обратную связь с помощью психологических приемов. Желательно вскрыть мотивы агрессии («ты стремишься меня обидеть?»), выразить свое отношение к происходящему («я не заслужила, чтобы ты так со мной разговаривал»). Устанавливая эмоциональную связь, важно проявить заинтересованность, твердость и доброжелательность, разобрать конкретные поступки, а не личность в целом.

Эмоциональные и критические замечания со стороны взрослых вызовут еще больший протест и раздражение. При общении с подростком читать нравоучения не следует. Важно уведомить его о негативных последствиях поступков, обсудить пути выхода из ситуации.

Пример конструктивного поведения – умение слушать и понимать оппонента, позволять ему высказывать свое мнение, будет полезен ребенку. Общаться и давать ему рекомендации желательно не на ходу, а в спокойной доверительной обстановке. Взрослым важно продемонстрировать доверительное отношение к проблемам сына или дочери, признать детские чувства («…понимаю, как тебе обидно»). Нелишними будут паузы, которые помогут успокоиться, и чувство юмора.



Обсуждая тему агрессии с ребенком, не нужно переходить на личности - говорят лишь о поступках или проявлениях

Игры для агрессивных детей

Снизить немотивированную агрессивность ребенка позволят мероприятия, на которых он сможет понять, что есть иные способы привлечения внимания и проявления силы. Чтобы казаться старше и взрослее, ему не обязательно самоутверждаться за счет слабых, а недовольство чем-либо выражать плохими словами. Психологи рекомендуют детям такие способы выплескивания негативных эмоций:

  • рвать на кусочки листик бумаги, который всегда есть в кармане;
  • громко покричать в «мешок крика»;
  • побегать и попрыгать на стадионе, игровой площадке, в спортивной секции;
  • периодически выбивать коврики и подушки (полезно для драчунов);
  • бить боксерскую грушу;
  • проговаривать свои чувства («я расстроен», «я злюсь»), как учат взрослые.

Игры с водой

Созерцание водоемов, наблюдение за жизнью обитателей аквариумов успокоит даже самого отчаянного бунтаря. Рекомендованы познавательные и активные игры с водой:

  1. После дождя побегать по лужам. Главное чтобы ребенок был здоров и надел непромокаемую обувь.
  2. Переливание жидкости из одной емкости в другую. Занятие позволит сосредоточиться и охладит гневный пыл.
  3. Кидать камни в любой водоем. В это время важно быть рядом, следить за безопасностью игровых маневров.
  4. Детская рыбалка, которую можно устроить в тазике или ванне. Достаточно купить набор рыбок на магнитах и удочку.
  5. или аквапарка. Эти удовольствия зависят от материальных возможностей взрослых, но они помогают маленькому агрессору получить заряд позитива и выплеснуть энергию.
  6. В летнее время – дворовые игры с водным пистолетом. Они позволят проявить активность и освежат в летний зной.
  7. Устраивать волны в ванной во время купания. Чтобы вода не расплескалась по полу, следует использовать шторки и наливать половину ванны.
  8. Устройство мини-бассейна во дворе в летнее время. Ребята могут кидать в него игрушки, сдувать кораблики, плескаться друг другу в лицо. Важно пристально следить за безопасностью во время игр.


Водная стихия прекрасно снижает тревожность и агрессию, помогает ребенку избавиться от лишней энергии

Игры с сыпучими материалами

Игры с песком и крупами формируют усидчивость и помогают бороться с внутренним напряжением. Материалы можно давить, мять, бросать, наблюдая за результатом. Сыпучие атрибуты игры послушно принимают любую форму и выдерживают грубое человеческое воздействие. С их помощью дети выплескивают чувства и не переживают за результат. Распространенные игры с песком:

  • просеивание через сито или мельницу с ситом;
  • закапывание в песок фигурок;
  • работа по строительству замков;
  • выкладывание картинок из цветного песка.

Творческие игры

После гневного всплеска (выраженного в физической или эмоциональной форме) следует дождаться, когда чадо успокоится. Не давая оценок поведению, нужно попросить его записать или нарисовать свой гнев и чувства «жертвы», которую он ударил или оскорбил. Важно не стесняться эмоций, и описать все как было («я хотел его ударить», « у меня внутри все бурлило»).

Проанализировав эти записи и поставив себя на место другого человека, дитя постепенно научится контролировать поведение, станет прислушиваться к чувствам людей. Рисуя агрессию, малыши часто используют черный, фиолетовый, бордовый цвет. Анализируя картинку вместе с ребенком, можно попросить его добавить детали, сделать рисунок веселым. Например, нарисовать добрых человечков, радугу, яркий салют, звезды. Прием научит маленького агрессора, как можно управлять своими чувствами.



Предложив ребенку выразить свои чувства через творчество, можно понять корень проблемы и переосмыслить ее вместе

Агрессивное поведение поддается корректировке

Родителям и педагогам важно показать агрессивному ребенку, как точно оценивать свое эмоциональное состояние и вовремя реагировать на сигналы, которые подает тело. Верно расшифровывая его послания, ребенок сможет контролировать свои эмоции и предотвращать конфликты. При воспитании агрессивных детей работа родителей и учителей ведется по трем направлениям:

  1. консультации и обучение проблемных ребят конструктивному поведению, приемлемым способам выражения гнева;
  2. помощь в освоении методики, которая позволяет владеть собой во время вспышек гнева;
  3. формирование способности к сочувствию и сопереживанию.

Коррекция поведения приведет к положительному результату только при систематической работе с ребенком Непоследовательность и невнимательное отношение к детским проблемам могут лишь ухудшить ситуацию. Терпение, понимание, регулярная отработка навыков общения с окружающими – вот что поможет родителям снять агрессивность сына или дочери.

В целом, агрессия – это попытка выражения своих эмоций и является нормальной реакцией на различные негативные факторы. Она заключается в негативной реакции человека на созданную кем-либо ситуацию, когда ущемляются его интересы, или возникают преграды, препятствующие достижению цели. Как правило, агрессия направлена на причинение вреда человеку, благодаря которому возникла данная ситуация. В нашей статье мы поговорим о том, стать спокойнее и избавиться от агрессии, чтобы она не доставляла неприятностей.

Как стать спокойнее? Избавьтесь от агрессии

Агрессия – это негативное состояние, от которого следует избавляться. Причиной большинства стрессов и разных заболеваний является агрессивное поведение. Оно лишает человека нормальных отношений, уверенности и самоуважения. Как стать спокойнее и избавиться от агрессии, а если возможно, то предупредить ее?

Начинать избавляться от агрессии следует с определения причин. Страхи и внутренние комплексы заставляют людей вести себя агрессивно. Также враждебность к людям может проявлять слишком избалованный человек, который не способен контролировать свое поведение. Давайте рассмотрим причины агресии.

Переутомление

От переутомления часто страдают нервы. В современном ритме жизни существует много предпосылок для переутомления. Множество обязанностей дома и на работе не дают расслабиться. Поэтому важно иметь любимое дело, способное отвлечь и успокоить. При появлении агрессии следует взять отпуск или хотя бы несколько отгулов. В идеале следует сменить обстановку. Чаще агрессия возникает у женщин.

Если не получается взять отпуск, необходимо просто посвятить день себе, заранее предупредив домочадцев. Чтобы стать спокойнее и избавиться от агрессии, можно заняться собой, своей внешностью. Еще ни кому не навредило ничегонеделанье. Расслабляющая ванная с добавлением аромамасел как ни что другое обладает успокаивающим эффектом. Маски побуждают находиться определенный период времени в расслабленном состоянии. Часто одного дня, посвященного себе, достаточно, для восстановления нервной системы.

Депрессия

Депрессия – это психическое заболевание, симптомом которого в большинстве случаев является агрессия. На начальном этапе развития депрессии можно попить успокоительные препараты, выполненные на основе трав, заняться физическими упражнениями, нормализовать распорядок дня и обеспечить хороший сон. Однако в более серьезных случаях следует обратиться к психологу.

Раздражитель

Иногда агрессия возникает не на пустом месте. Для нее существует повод и данное поведение направлено непосредственно на раздражитель. Как стать спокойнее и избавиться от агрессии? Следует изменить свое отношение, перестать замечать проблему и понять, что проявление агрессии не способно изменить сложившуюся ситуацию.

Как стать спокойнее и избавиться от агрессии

Главное, что необходимо сделать индивиду, чтобы стать спокойнее и избавиться от агрессии – полюбить окружающий его мир и людей, который в нем живут. Именно любовь является универсальным лекарством от ненависти и гнева. Человек, который не любит самого себя, не сможет полюбить кого-то другого. Вместе с этим приходит самоконтроль и уважение, без которых гармоничные отношения в социуме невозможны. Как победить агрессию в таком случае? Только тот, кто искренне любит людей, а не просто живет по принципу «не причинить зло», может достичь истинного счастья и покоя.

Как преодолеть агрессию

Причин для возникновения агрессивной реакции может быть много, начиная от социального неравенства и заканчивая другими комплексами человека. Но основа заключается в инстинкте самореализации и самосохранения.

Таким образом, неудовлетворение элементарных жизненных доминант (жизнь в достатке, хорошая работа, полноценная счастливая семья и т. п.) может толкнуть человека на самые крайние поступки. Объясняется такое порой достаточно просто: «чем я хуже?», а поступок олицетворяет собой самоутверждение.

Но в то же время «полезная» агрессия, направленная на благие цели движет человеком, давая возможность защитить себя от опасности или воспитать в себе целеустремленность и волю. Как стать спокойнее и избавиться от агрессии и превратить ее в полезную энергию:

Нужно отдавать себе отчет в том, что проявляя агрессию, вы не решите свои проблемы, а скорее всего даже усугубите.

Вместо отрицательных эмоций, рождающих агрессивную реакцию, обдумывайте, что вы можете сделать в данном случае для самореализации. Стройте планы, определяйте приоритеты и добивайтесь поставленных целей.

Старайтесь вести активный образ жизни. Спорт, труд и любые другие физические нагрузки помогают в преодолении негативных эмоций.

Любимые занятия, увлечения снимают стресс и агрессию, вызывая положительный настрой.

Немаловажный шаг в том, чтобы стать спокойнее и избавиться от агрессии – это самосовершенствование. Человек должен переосмысливать себя, свое отношение к миру и к людям, очищать сознание от негатива. Для развития духовности можно читать соответствующую литературу, посещать йогу или ушу и т. п.

И наконец, не забывайте, что вам всегда может прийти на помощь психолог.

8 способов избавиться от агрессии

Агрессивное поведение проявляется различными способами: от высказывания в сторону своего собеседника прямых угроз до непосредственно агрессивных действий. Подавлять внутри себя приступы агрессии бесполезно, ведь если накапливать и сдерживать гнев, он может вылиться в неконтролируемую вспышку агрессии. Поэтому лучше овладеть искусством стать спокойнее и избавиться от агрессии.

У каждого человека в определенные моменты жизни возникают приступы агрессии. В такие моменты человеку свойственно чувствовать ненависть к себе и могут развиться комплексы. Поэтому это важно понять своевременно и задуматься о том, как побороть агрессию, которая доставляет проблемы не только определенному человеку, но и окружающим людям.

Агрессия – это психическое состояние человека, которое возникает из-за переутомления, появления стрессовой ситуации и при неврозах. Агрессивное отношение к людям порождает в ответ такое же отношение, нарушает баланс между людьми. Особенно опасно проявление агрессии среди членов семью. Для детей такой пример может оказаться фатальным. Поведение родителей в раннем возрасте воспринимают как правильное и с возрастом начинают вести себя подобным образом.

Если вы не знаете, как стать спокойнее и избавиться от агрессии, воспользуйтесь следующими советами:

1. Необходимо найти источник проблемы

Определите, что именно вас так сильно раздражает, это поможет вам быстрее и легче справиться с проблемой.

2. Признайтесь самому себе в том, что вы чрезвычайно раздражены и злы

Даже если проговорить эту фразу мысленно, обязательно станет легче.

3. Постарайтесь отвлечься от проблемы

К примеру, зная свою раздражительность и вспыльчивость, можно завести специальный стакан с карандашами и ломать их во время вспышек агрессии. Чьтобы стать спокойнее и избавиться от агрессии, можно написать на бумаге адресованную обидчику гневную тираду. Таким образом, ваш ответ как бы «овеществится» и гнев выплеснется, тем самым избавляя вас от избытка отрицательных эмоций.

Рассказав о своих негативных эмоциях, вам сразу станет легче. Однако тем самым вы нагружаете проблемами своих близких. Чтобы избежать этого, попробуйте справиться самостоятельно, отвлекитесь и переключите свое внимание – выпейте кофе, прогуляйтесь и т. п.

5. Выплесните эмоции

Это один из самых популярных способов: обругайте вашего обидчика любыми словами, обращаясь при этом к какому-либо предмету. Найдите для этого уединенное место, где вам никто не помешает.

6. Считайте свои шаги

Начните считать собственные шаги во время ходьбы. Чтобы стать спокойнее и избавиться от агрессии, данное упражнение весьма эффективно, так как, сконцентрировавшись на счете, вам удастся быстрее забыть о той неприятной ситуации, которая заставила вас разозлиться.

7. Займитесь спортом

Разнообразные физические нагрузки, а спорт в особенности, являются наиболее эффективным способом избавления от агрессии.

8. Освойте что-то новое

Можно также обратиться к духовным практикам, это поможет стать спокойнее и избавиться от агрессии. Некоторые религии, к примеру, буддизм, являются отличным способом отвлечься от земных проблем, сосредотачиваясь только на духовных ценностях. Займитесь йогой, медитацией. Кроме того, старайтесь не употреблять слишком много мяса, поскольку оно повышает агрессивность личности. Любите природу, она имеет прекрасную способность расслаблять и придавать чувство блаженного спокойствия.

Когда вы злитесь, учащается сердцебиение, повышается артериальное давление. Все это очень опасно для здоровья, особенно для тех, кто имеет проблемы с сердечно-сосудистой системой. Головные боли, раздраженность, истощенность – тоже являются последствием проявления агрессии.

Не ожидайте много от людей, тогда вам не придется разочаровываться и злиться на них. Попадая в конфликтную ситуацию, старайтесь перевести тему, не подливайте масло в огонь. Просто закройте глаза и представьте райское местечко, где вы давно мечтали побывать.

Чтобы стать спокойнее и избавиться от агрессии, поомните, нельзя отвечать грубостью на грубость, станьте мудрее. Трансформируйте зло в добро. Духовное совершенствование – это особо важная часть борьбы с агрессией. Оно сделает вас мягче и сдержаннее, подарив вашему характеру гармонию.

Всякий раз, когда мы подавляем агрессию, мы направляем свою силу против себя. Накопившиеся обиды и злость разрушают нас изнутри, провоцируя болезни и депрессию. Стоит ли доводить до предела? Освободитесь от гнета отрицательных эмоций, используя проверенные техники снятия агрессии и управления гневом.

Дайте волю своим чувствам

Агрессия — это защитная реакция организма, возникающая в момент срабатывания внутренних предохранителей. Так мы избавляемся от переполняющих нас эмоций и переживаний.

Но далеко не все способны на столь резкое и бурное самовыражение. Одни считают, что открыто злиться — неприлично, другие опасаются, что так проявляется их слабость.

Но наша сила в нашей слабости. Снятие агрессии начинается с принятия себя и своей слабости. Важно позволить себе злиться и ненавидеть. Вы же не запрещаете себе смеяться? А радость — такая же эмоция, как и гнев, только без Ваших внутренних ограничений и соображений. Без зла не бывает добра, а без ненависти нет любви — они просто части одного целого.

Избавьтесь от убеждений, которые сдерживают проявление Вашей природы, освободитесь от накопившихся эмоций, не осуждая себя и не обвиняя себя. Если Вам нужно выразить свои эмоции физически, сделайте это, но не причиняя вреда себе и окружающим. Возьмите подушку и отлупите ее, что есть силы; напишите письмо ненависти, скомкайте и сожгите его; закройтесь в машине и прокричитесь во всем горло.

Не доводите до предела

Открытость и честность — верные помощники в управлении гневом. Найдите в себе смелость заявить тому, кто Вас разозлил или обидел: «Знаешь, мне не нравится, когда ты так делаешь или когда ты говоришь со мной…» или «Я зол на тебя, потому что…». Конечно, далеко не всегда оправданно высказывать все прямо в лицо. Можно обратиться к обидчику через зеркало.

Проиграйте ситуацию, которая Вас вывела из себя, и, представив в зеркале того, кто Вас задел, выскажите все, что Вы о нем думаете. После того, как Ваша злость иссякнет, постарайтесь его искренне понять и простить. Прощение — необходимое условие для снятия агрессии.

Заведите дневник

Не замечали ли Вы, что часто нас злят похожие ситуации? Заведите дневник и записывайте туда все, что вызвало Ваш гнев. Описывайте, что Вас разозлило и как Вы себя при этом чувствовали.

Мир вокруг нас работает как большое зеркало, отражая то, что происходит внутри нас. Нередко случается и так, что мы сами провоцируем определенное поведение людей по отношению к нам.

Не исходит ли от Вас что-то, что вызывает в других желание Вам досаждать? Задумайтесь, не отражает ли человек, вызывающий у Вас неприятие, то, что есть в Вас. Возможно, он делает то, что Вы не позволяете делать себе. Оценка происходящего поможет Вам найти причину агрессии, поможет изменить убеждения и научит управлению гневом.

Научитесь делать паузу

Бесконтрольные эмоции могут сильно навредить Вам, испортив карьеру или личную жизнь. Плата за минутную слабость бывает неоправданно высокой. Поэтому очень важно научиться справляться с охватившим Вас возмущением или злостью.

Самый простой способ снятия агрессии и злости — сделать глубокий вдох и досчитать до 10. Если есть возможность, прогуляйтесь. Движение поможет Вам справиться с разыгравшимся адреналином.

Когда чувствуете, что едва сдерживаетесь от того, чтобы не наговорить лишнего, мысленно наберите в рот воды. Пусть Вам в этом поможет сюжет из сказки о заговоренной воде.

Жили-были старик со старухой. Не проходило и дня, чтобы они не ругались. И хотя оба устали от ссор, остановиться никак не могли. Однажды зашла к ним в дом ворожея и подарила им ведро заговоренной воды: «Если опять на ругань потянет, набери полный рот этой воды, и ссора пройдет».
Только она за дверь, как старуха начала старика пилить. А он набрал в рот воды и молчит. Что же теперь, старухе одной воздух сотрясать? — для ссоры нужны двое! Так они и отвыкли от брани.

Следующие техники позаимствованы из даосского учения Шоу-Дао. Они помогают избавиться от зажатости и внутренних блоков, способствуют расслаблению, снятию агрессии и стресса.

Улыбка Будды

Упражнение «Улыбка Будды» позволит Вам легко приходить в состояние душевного равновесия. Успокойтесь и ни о чем не думайте. Полностью расслабьте мышцы лица и представьте, как они наливаются тяжестью и теплом, а затем, потеряв упругость, как бы «стекают» вниз в приятной истоме. Сосредоточьтесь на уголках Ваших губ.

Представьте, как губы начинают слегка раздвигаться в стороны, образуя легкую улыбку. Не прилагайте мышечных усилий. Вы почувствуете, как Ваши губы сами растягиваются в едва уловимую улыбку, а во всем теле появится ощущение зарождающейся радости. Старайтесь выполнять это упражнение каждый день, пока состояние «улыбки Будды» не станет для Вас привычным.

Шаг вперед — зверь, шаг назад — человек

Это упражнение особенно полезно застенчивым людям, стесняющимся своего гнева и стыдящимся его проявления. Сделайте шаг вперед, вызывая в себе дикую ярость, ощутите готовность крушить все на своем пути. Затем сделайте шаг назад, выполняя «улыбку Будды» и возвращаясь к состоянию абсолютного спокойствия.

Снова сделайте шаг вперед, перевоплощаясь в разъяренного зверя, и шаг назад, возвращаясь в состояние человека. Шагая вперед, подкрепляйте свою ярость криками, сжимая челюсти и кулаки. При шаге назад очень важно поймать момент расслабления, уделяя внимание мышцам.

Это упражнение требует больших эмоциональных затрат. Остановитесь, как только почувствуете усталость. Выполняя его регулярно, Вы увидите, что Ваши шаги будут все быстрее, и Вы научитесь легко переходить от ярости к полному спокойствию, взяв эмоции под контроль и овладев управлением гневом.

Оксана Гафаити,
Первая русская женщина, торгующая Америку.

Понравился пост? Поставьте лайк.
Хотите еще? Подпишитесь на обновления.

Агрессивность — это устойчивая характеристика субъекта, которая отражает его склонность к поведению, целью которого выступает причинение окружающему миру вреда или выражение гнева, злости направленного на внешние объекты. Психологи утверждают, что агрессивность не была присуща человечеству изначально и малыши усваивают модель агрессивного поведения с первых дней своей жизни.

Агрессивность с латинского языка означает нападать и характеризует свойство личности, отдающее предпочтение в использовании насильственных методов в достижении своих целей.

Причины агрессивности

Личностные особенности, влияющие на развитие агрессивности человека следующие:

— склонность к импульсивности;

— вдумчивость, рассеянность;

— эмоциональная восприимчивость, а также чувство ранимости, неудовлетворенности, дискомфорта;

— враждебная атрибуция, под которой понимается оценка, а также интерпретация намерений, действий в качестве агрессивных.

Агрессивность у людей отмечается при ряде нервных и психических расстройств.

Причинами агрессивности человека выступают: разного рода конфликты, интимные проблемы, злоупотребление алкоголем, психотропными средствами, наркотическими средствами, неустроенность личной жизни, проблемы личного характера, чувство одиночества, психические травмы, строгое воспитание, просмотры триллеров, переутомление, а также отказ от отдыха.

Термин «агрессивный» в отношении спортсменов стал применяться как характеристика, которая означает настойчивость в преодолении преград, а также активность в достижении поставленных целей.

Признаки агрессивности

Агрессивность выражается в таких чертах, как конфликтность, доминантность, отсутствие социальной кооперации.

Признаки агрессивности человека проявляются в болезненном отношении восприятия собственного Я с окружающими людьми.

Признаками агрессивности у детей служат их физические действия: хлопанье дверями, попытки бить окружающих, рвать, кусать, портить со злости вещи, бить посуду.

Виды агрессивных реакций опросник Басс-Дарки:

— физическая агрессия, отмечающаяся применением физической силы против других лиц;

— косвенная агрессия, характеризуется направленным окольным путем на других лиц или не направленная ни на кого;

— раздражение, отмечается готовностью проявить негативные чувства при незначительном возбуждении (грубость, вспыльчивость);

— негативизм, отмечающийся оппозиционной манерой поведения (от пассивного сопротивления до активной борьбы);

— обида, отмечается завистью, а также ненавистью к окружающим за вымышленные и реальные действия;

— подозрительность, которая характеризуется недоверием, осторожностью относительно людей, которые якобы планируют и приносят вред;

— чувство вины, выражающееся в возможном убеждении субъекта в том, что он плохой человек, совершающий плохие поступки, и в связи с этим испытывающий угрызения совести;

— вербальная агрессия, которая выражается в негативных чувствах (визг, крик, угрозы, проклятия).

Агрессивность у мужчин

Пассивная агрессивность у мужчин отмечается откладыванием дел и нерешительностью перед принятием важных решений. Такие мужчины не ответственны, крайне пренебрежительны к срокам и не выполняют обещаний. Этот тип ищет любые предлоги для ссоры с родными, при этом держа дистанцию и не допуская к личностному пространству. Причиной выступает страх зависимости, поэтому мужчина, так, справляясь самостоятельно со страхом, пытается управлять и командовать другими. Такой мужчина не признает своих ошибок, а обвиняет только обстоятельства, окружающих, требуя найти виновных.

Причиной такого поведения выступает социальная и семейная атмосфера, где отмалчиваются о своих желаниях, потребностях, считая это проявлением эгоизма. На подсознательном уровне такое воспитание прививает мысль, что желать что-либо для себя неправильно и недопустимо в принципе.

Пассивная агрессивность у мужчин корректируется только спокойным, нежным отношением и постепенным подталкиванием к нужной модели поведения.

Агрессивность у мужчин отличается своими установками от женской агрессивности. Мужчины зачастую прибегают к открытой форме агрессивности. Их не беспокоит тревожность, чувство вины, для них важно достичь свою цель, поэтому агрессивность выступает своеобразной моделью поведения.

Повышенная агрессивность у мужчин отмечается отсутствием культуры поведения, демонстрацией уверенности, своей силы, а также независимости.

Агрессивность связанная с половым возбуждением — это нападение или ряд насильственных действий между половыми партнерами. Агрессивность выступает в противоположность любовно-эротическим отношениям. Отдельные личности испытывают от половой агрессивности эротическое наслаждение (мазохизм, садизм, садомазохизм).

Психологические концепции дают такое объяснение появлению половой агрессивности: она возникает вследствие пережитой , т.е обманутых ожиданий в получении удовлетворения. Это не относится только к интимным желаниям или потребностям. Агрессивность объясняется компенсаторным характером. Например, повторение или продолжение перенесенного насилия, или же испытание насилия, которое практикуется в других сферах.

Исследования в этой области подтверждают, что половое грубое насилие, а также избиение женщин мужчинами зачастую происходят среди тех слоев, где женщина подвергается дискриминации и угнетению, пребывает в зависимом положении. Одновременно с этим большинством клиентов у проституток, увлекающихся садомазохизмом, являются мужчины из высших слоев, которые таким образом реализуют инсценированную агрессию.

Агрессивность у женщин

Женщины используют психологическую неявную агрессию, они переживают по поводу отпора, который может оказать жертва. Агрессивность у женщин отмечается при вспышках гнева для снятия нервного и психического напряжения.

Повышенная агрессивность наблюдается у пожилых представительниц и объясняется проявлениями при отсутствии других негативных черт характера и причин к такому поведению. Повышенная агрессивность у женщин характеризуется изменением черт характера в отрицательную сторону.

Агрессивность у женщин провоцируется такими факторами:

— гормональная, врожденная недостаточность, спровоцированная патологией в раннем развитии;

— негативный эмоциональный опыт из детства (жестокое обращение, половое насилие);

— враждебные взаимоотношения с матерью, а также детские психические травмы.

Агрессивность у детей

Причины детской агрессивности: осуждение и отвержение взрослыми; разрушительные эмоции внутреннего мира, с которыми ребенок не состоянии самостоятельно справиться. А непонимание и незнание причин агрессивности у детей приводит к открытой у взрослых неприязни.

Как снять агрессивность у детей?

Работая с агрессивными детьми, воспитателю, психологу следует трепетно относиться к внутренним проблемам. Агрессивность у детей снимается положительным вниманием со стороны взрослого к внутреннему миру малыша.

Только положительное внимание и принятие агрессивной личности со стороны психолога, воспитателя, родителя, а иначе вся коррекционная работа будет сведена к нулю и ребенок, вероятнее всего утратит доверие к психологу и проявит сопротивление в дальнейшей работе.

Всем работающим с такой категорией детей важно учитывать безоценочную позицию. Это значит не делать оценочных замечаний такого типа: «так нельзя себя вести», «нехорошо так говорить». Данные замечания только оттолкнут от вас детей и не будут способствовать налаживанию контакта.

Коррекция агрессивности у дошкольников

Детская агрессивность устраняется следующими принципами и коррекционной работой:

— установление контакта с ребенком;

— безоценочное восприятие личности, а также принятие его в целом;

— уважительное отношение к личности малыша;

— положительное отношение к внутреннему миру.

Хочется отметить направления коррекционной работы с агрессивностью детей:

— обучение навыкам контроля, а также управления собственным гневом;

— понижение уровня личностной тревожности;

— развитие , формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей;

— развитие позитивной самооценки.

Упражнения на снижение агрессивности:

1. Знакомство. «Покажи свое имя».

Дети называют свое имя и придуманным движением сопровождают его.

2. Игра «Волшебные шарики».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети находятся в кругу (сидят, стоят). Взрослый просит их закрыть глаза и сделать «лодочку» из ладошек. Психолог вкладывает всем детям в ладошки цветной шарик, а потом просит согреть его или покатать, отдать ему часть ласки, тепла, подышав на него. Далее предлагается открыть глаза и посмотреть на шарик, рассказав о чувствах, возникших во время упражнения.

3. Игра «Добрые привидения».

Цель: научить выплескивать накопившийся гнев в приемлемой форме.

Ведущий предлагает проиграть роль добрых приведений, которые немного хулиганят и слегка пугают друг друга. По команде ведущего дети сгибают руки в локтях, при этом растопырив пальцы, и произносят громким, страшным голосом звук «у» или любой другой звук.

4. Рисуем настроение.

Цель: выражение своего настроения в рисунке.

Обсуждение рисунков включает отгадывание, где какое настроение.

5. Игра: «Дракон кусает у себя хвост».

Цель: снять напряженность, невротические состояния, страхи.

Звучит веселая музыка, дети стоят друг за другом, крепко держа друг друга за плечи.

Первый малыш — «голова дракона», а последний это — «хвост дракона». Первый малыш «голова дракона» старается поймать «хвост», а тот в свою очередь уворачивается от нее.

6. Игра: «Мой хороший попугай».

Цель: развить чувство элепотии, а также умение работать сообща в группе.

Дети находятся в кругу. Психолог рассказывает: в гости прилетел попугай и желает поиграть с детьми. Необходимо подумать, что нужно сделать для того, чтобы попугаю у нас понравилось в гостях, и он обязательно прилетел к ним снова. Психолог дает детям попугая – игрушку, предлагая погладить, поговорить ласково, приласкать.

7. Игра: «Кляксы».

Цель: снятие агрессивности, страхов, развитие воображения.

Подготовить белые листы бумаги, гуашь. Дети берут на кисточку краску того цвета, которым им хочется изобразить кляксу. На белый лист кбумаги дети выплескивают свой цвет и складывают лист вдвое, но так, чтобы клякса сделала отпечаток на второй половине листа.

Лист разворачивают и стараются понять, на что или кого похожа клякса. При желании можно дорисовать кляксу.

8. Релаксация «На облаке».

Цель: снятие эмоционального, физического напряжения.

9. Упражнение «Я — травинка».

Цель: Учить детей выражать свои чувства.

Дети представляют себя травинкой летящей на ветру.

10. Игра: «Поссорились два петушка».

Цель: снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка.

Под веселую музыку малыши двигаются хаотично и толкаются слегка плечами.

11. Игра: «Сороконожка»

Цель: учить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Дети (5-8 человек) встают, держась за талию впередистоящего. Звучит команда ведущего и «Сороконожка» двигается вперед, потом приседает, проползает между препятствиями, прыгает на одной ножке. Основная задача — не разорвать единую «цепь», и сохранить «Сороконожку».

12. Настольные совместные игры.

Цель: развитие внимания, способности к сосредоточению, умения без конфликтов взаимодействовать.

13. Игра: «Котик».

Цель: установить положительный настрой, снять эмоциональное, мышечное напряжение.

Дети располагаются на ковре. Звучит спокойная музыка, малыши придумывают сказку про котика и показывают, как котик нежится на солнышке, умывается, потягивается, царапает коготками коврик.

14. Игра: «Брыкание».

Цель: эмоциональная разрядка, а также снятие мышечного напряжения.

Ребенок располагается на ковре (ложится на спину). Ноги при этом свободно раскинуты. Не спеша он начинает брыкаться и касаться пола всей ногой. Ноги высоко поднимаются и чередуются. На каждый удар своей ногой малыш говорит «нет», при этом увеличивая интенсивность удара.

15. Игра «Возьми себя в руки».

Цель: учить малышей сдерживать себя.

Объяснить малышам, что когда у них неприятные эмоции: раздражение, злость, желание ударить, то возможно «взять себя в руки» и остановить свои эмоции. Для этого следует глубоко вздохнуть, а потом выдохнуть (несколько раз). Потом выпрямляемся, прикрываем глаза и считаем до 10, улыбаемся, открываем глаза.

16. Игра «Крепость».

Цель: игра позволяет детям проявить агрессивность в игровой адекватной форме. Интерес представляет диагностика: кто кого выберет в команду.

Дети по желанию ребят делятся на две команды. Команды строят для себя крепость (из конструктора). По команде одна команда защищает крепость, а другая штурмует. Оружием – выступают мячи, надувные шарики, мягкие игрушки.

17. Игра «Рвакля».

Цель: снять напряжение и дать выходу деструктивной энергии.

Ребенку предлагают мять, рвать, топтать бумагу и делать с ней все, что пожелается, а затем бросать ее в корзину.

18. Игра «Зоопарк».

Цель: помогает снять напряжение.

Детям предлагают «превратиться» в животных по желанию. Изначально дети сидят на стульях — «клетках». Каждый отдельный малыш изображает выбранное животное, а другие стараются угадать, кого он показывает. Когда все всех «узнали», стулья — клетки освобождаются и «звери» — дети выходят прыгать, бегать, рычать, кричать.

19. Игра: «Липучка».

Цель: снять мышечное напряжение, сплотить детскую группу.

Все малыши двигаются, прыгают, бегают по комнате, а двое малышей, держась за руки, стараются поймать сверстников, говоря: «Я липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Кого поймали, «Липучки» берут за руку и присоединяют его к своей компании. После того, как все малыши станут липучками, все дети танцуют в кругу под спокойную музыку.

20. Упражнение «Кулачок».

Цель: сместить агрессию и осуществить мышечную релаксацию.

В ходе игры даем в руку ребенку любую мелкую игрушку и просим его крепко сжать кулачок.

Подержав кулачок сжатым, а затем раскрыв его, на ладошке видим красивую игрушку.

21. Игра: «Комплименты».

Цель: помочь малышам увидеть личные положительные стороны, а также почувствовать, что они принимаемые и другие люди их ценят.

Игра начинается с таких слов: «В тебе мне нравится…» Ребенок эту фразу говорит всем участникам игры, как взрослым, так и детям. Другие участники тоже говорят всем остальным комплименты. После игры следует обсудить, что ощущали участники, что о себе узнали, понравилось ли им играть и говорить комплименты.

Агрессивность лечение

Как бороться с агрессивностью? С собственной агрессией помогает бороться . Эффективно использовать систему наказаний и поощрений, когда вы лично выступаете в роли объекта, а также в роли воспитателя. В качестве наказания использовать лишение себя определенных благ, а поощрить себя можно любимым удовольствием. Эффективными являются действия по изменению личного отношения к ситуации.

Как снизить агрессивность? При появлении злости и первых признаков агрессии — сделайте паузу. Попробуйте выйти из такой ситуации самостоятельно или отвлекитесь. Закройте глаза, сосчитайте до десяти, мысленно наберите в рот воды при разговоре с раздражающим человеком. Вполне возможно, что именно это убережет вас от проявлений ненужной агрессии.

Были и останутся всегда вещи, которые вы не в состоянии изменить или убрать из вашей жизни. Можно на них злиться, но есть и другой подход: попытаться их принять и начать относиться спокойно к ним. Очень важно не допускать хроническую усталость, поскольку она лежит в основе раздражительности и агрессии. При первых признаках хронической усталости — дайте себе передышку (возьмите выходной, отгул).

Человек превращается в злого и агрессивного при хронической неудовлетворенности от своей жизни. Чтобы агрессивность ушла из вашей жизни, следует внести в нее позитивные изменения. Будьте внимательны к себе и старайтесь жить в свое удовольствие, поскольку довольный человек чаще бывает уравновешенным и спокойным, чем недовольный.

Игры и упражнения на снятие агрессии

Упражнение «Открытые ассоциации»

Один из ребят (по желанию) принимает на себя любые ассоциации от ка ждого участника группы. В этой роли должен оказаться каждый.

Упражнение «Автопилот»

Ребята, запишите не менее 10 фраз, отражающие сильные стороны ва шей личности, например: «я умный», «я легко общаюсь», «я умею добиваться поставленных целей» и т.д. Затем каждый подросток читает список фраз, отражающих сильные стороны его личности. Участники группы уточняют и дополняют список каждого. Этот индивидуальный список из десяти качеств важно запомнить и возвра щаться к этому образу «Я» как можно чаще. Ведь зная и принимая свои сильные стороны, человек всегда знает верный курс, не собьется в сложной и кон фликтной ситуации, найдет поддержку внутри себя, включит свой АВТОПИЛОТ.

Упражнение «Моё имя»

Каждый подросток говорит о своём имени: нравится оно ему или нет, почему, какое имя он предпочитает, какие ассоциации у него вызывает его имя. Тому, кто говорит о своём имени, остальные участники задают вопросы, уточ няющие его отношение к себе, высказывают свое мнение о том, что им в нем нравится, за что его уважают и ценят.

Игра «Комплименты»

Все участники сидят по кругу и говорят своему соседу комплимент, кото рый подчёркивал бы его индивидуальные лучшие качества. Эта игра позволяет закончить занятие на хорошей эмоциональной волне.

Упражнение «КТО Я? КАКОЙ Я?»

Цель: сплотить группу, выявить общие интересы, формировать навыки открытого общения, помочь каждому проявить себя в группе.

Ведущий: Ребята, сегодня на нашем занятии мы будем знакомиться с самим собой. Отвечать на вопрос «Кто я?», «Что я люблю, а что мне не нравится?», «В чем я успешен, а в чем нет?», «Как я предпочитаю проводить время?», «Каковы мои самые главные мечты, планы?», «Что я хочу сделать со своей жизнью?», «Как строить планы, чтобы достичь того, чего хочу?». Мы можем посмотреть на себя с разных точек зрения. У каждого есть мнение о себе. Как я выгляжу? Что я за человек? Что другие люди думают обо мне? В нас есть некоторая часть себя, которую мы смело показываем другим: мы любим футбол, увлекаемся фильмами ужасов, предпочитаем определен ные книги и т.п.

Есть часть нас, о которой мы даже специально сообщаем другим, хотим, чтобы они об этом знали: мы успешны в спорте, популярны у противоположного пола, отлично знаем какой-то школьный предмет и т.п.

Это известная, открытая информация о нас. Мы знаем это о себе и не против того, чтобы другие знали это про нас.

Тем не менее, мы не хотим, чтобы другие знали о нас все. Есть опреде ленная информация, которой мы располагаем о себе, и мы предпочитаем ее скрывать. Например, что мы думаем плохо («гадко») о других людях; что мы врем близким людям, испытываем чувство вины и т.п. То есть определенную информацию мы прячем от других.

Каждый из нас интересуется тем, как видят нас другие и что они о нас ду мают. Люди не всегда говорят нам, что они о нас думают.

Пример: Петр думал, что с ним всегда легко общаться, а

его одноклассники считали, что он вспыльчив, агрессивен и со вершает неразумные поступки.

Другими словами, мы бываем слепы и глухи по отношению к важной инфор мации о нас. Это та часть нас, о которой не говорят нам даже лучшие друзья. Эта информация не всегда плохо нас характеризует.

Пример: Юля считала, что она эгоистична и мелочна, но

многие ее друзья полагали, что она тонкая и думающая натура.

[Обращение к опыту группы]

Есть еще одна часть нас, та, о которой не знаем ни мы, ни другие. Это не изведанная область, и по мере продвижения по жизни, мы узнаем что-либо о ней тогда, когда попадаем в новые ситуации, общаемся с разными людьми. Мы говорим: «Такого я от себя не ожидал!». Никто из вас не знает, например, каким он будет мужем или женой.

Упражнение «Конверт суждений»

По кругу пускается красочно оформленный конверт, в котором находятся заго товленные ведущим вопросы или незаконченные предложения. Каждый участник достает себе вопрос и отвечает на него. Упражнение позволяет гибко вести разго вор: наиболее важный вопрос можно пустить по кругу; ответив на вопрос участ ник может переадресовать его другому, чье мнение ему интересно; можно заме нить свой вопрос (взять из конверта другой), если не хочется отвечать на дан ный вопрос. Например, описывая себя, нужно продолжить фразу: «Я словно бабочка в окно...»; «Я словно раб, когда...»; «Я чувствую себя слоном, если...»; «Я словно стрекоза...»; «Я как стекло...»; «Я - ключ...»; «Я - ураган, когда...»; «Я - счетная машинка...»; «Я могу быть ветерком, потому что...»; «Я - бесконечность, если...»; «Я - лабиринт...»; «Я словно скала, если...» и т.д.

Упражнение «Рисунок»

Цель:

© 2018 4udak.ru -- Интернет онлайн журнал