Когда нужно приучать ребенка есть ложкой самостоятельно. Учим ребенка самостоятельно кушать и пить – основные приемы

Главная / Дети

Учить ребенка есть самостоятельно или же подождать, пока он сам возьмет пример с взрослых и научится пользоваться столовыми приборами? Каждый родитель решает это для себя лично. Если вы относитесь к категории тех, кто хочет видеть своего малыша самостоятельным, предлагаем вам ознакомиться с информацией, предложенной в данной статье. Мы узнаем, с какого возраста можно начинать приучать ребенка к самостоятельной еде, обсудим возможные трудности этого процесса и так далее. Что ж, приступим.

С какого возраста начинать приучать ребенка к ложке?

Первое знакомство малыша с ложкой происходит во время начала в его рацион, т.е примерно в 4-5 месяцев. А вот уже сам процесс приучения ребенка к тому, чтобы он ел ложкой самостоятельно происходит немного позже.

Ситуации бывают разные, но традиционно нужный момент наступает в возрасте от до года. Именно тогда ребенок начинает проявлять активный интерес к различным процессам взрослой жизни, следит за своими родителями и стремится за ними все повторять. Вот как раз тогда самое время вручить крохе его первый столовый прибор и посмотреть, как он с ним справится.

Заранее приготовьтесь к тому, что большая часть еды, которую вы предложите малышу, будет разбросана в радиусе метра. Каша имеет свойство лететь мимо тарелки, на стол, под стол, на одежду, вам в лицо, куда-то еще. Чтобы минимизировать возможный «урон» от процедуры приучения к ложке, заранее подготовьтесь. Убедитесь, что на малыше надет удобный фартушек, застелите газетами пол и уберите со стола свою любимую скатерть, заменив ее чем-то менее важным.

Сам процесс приучения ребенка к самостоятельному пользованию ложкой во время еды обычно растягивается на один-два месяца. Самые шустрые детки осваивают это полезное умение к возрасту 1 год и 3 месяца, большинство - ближе к полутора годам. Точных сроков нет, многое зависит от психического развития ребенка, его характера, а также настойчивости родителей. Однако следует отметить, что к двухлетнему возрасту ребенок должен уметь самостоятельно есть ложкой, если не умеет - следует рассматривать это, как упущение родителей.

Умение пользоваться ложкой во время еды - одно из основных требований при поступлении ребенка в детский сад.

Как выбрать удобную ложку и тарелку?

Раз ребенок раньше не пробовал кушать самостоятельно, и будет пользоваться ложкой впервые, нужно чтобы она была удобна для него всем: формой, ручкой и, естественно, размером.

Сегодня продаются специальные ложечки. На них указывается возраст, для которого они предназначаются. Благодаря этой полезной информации вы сможете узнать, какой размер подходит сейчас именно вам. Чем меньше малыш - тем меньше ложечка, которую он сможет с удобством держать. Здесь все логично.

Теперь о ручке. Здесь очень важно, чтобы она была примерно такой, как и у обычной столовой ложки, которой питаются взрослые люди. То есть, она должна находиться в одной плоскости с круглой частью. Часто встречаются ложки, у которых ручка выгнута вверх. Сделано это отнюдь не для малыша, а для взрослого человека, который самостоятельно кормит ребенка. Поэтому, ни в коем случае не покупайте ее. Ручка должна быть ровной, без изгибов и лишних деталей, которые могут причинить дискомфорт.

Купите сразу несколько ложек, потому что малыш постоянно будет их ронять, а каждый раз отвлекаться, бегать мыть ложку не стоит, чтобы не затягивать процесс и не превращать его в долгую и нудную процедуру.

Если говорить о форме ложки, то она должна быть не очень глубокой. Даже больше - можно взять вообще плоский столовый прибор. Почему? Потому что ребенок все равно на первых порах не сможет самостоятельно есть жидкие блюда или хватать большие куски пищи. Он сможет справиться только с кашеобразной пищей, которая может без проблем прилипать и к плоской ложечке.

Лучший выбор - красочные разноцветные ложки с удобной в меру тонкой ручкой, изготовленные из специального пищевого пластика.

Отдельное внимание следует обратить на тарелку. Нежелательно не использовать фарфоровую, стеклянную и металлическую посуду. Намного более удобны специальные детские пластиковые термостойкие тарелки, они выглядят более эстетично и практичны.

В наличии должно быть несколько тарелок разных расцветок, форм и размеров. Желательно также чтобы у ребенка была тарелка, разделенная на несколько секций для разных блюд - это намного удобнее, чем две-три разных тарелки, особенно в период обучения самостоятельному приему пищи.

22 основных правила приучения ребенка к самостоятельному пользованию ложкой

  1. Не упустите время. Оптимальный возраст для начала приучения ребенка к самостоятельному владению ложкой - до года.
  2. Не спешите. Слишком маленький ребенок (младше 9 месяцев) не способен самостоятельно справляться с ложкой во время еды.
  3. Стол и стульчик должны быть удобны для ребенка. Если есть возможность, купите специальный комплект: детский стол со стульчиком, они пригодятся не только для кормления, но и для рисования, игр и т.п.
  4. Красивая, но удобная ложка, практичная тарелка – без них ныне никак. Остановите свой выбор на продукции именитых мировых брендов, это не так уж и дорого, но намного безопаснее.
  5. Слюнявчик, фартук или нагрудник - обязательные аксессуары. Лучше, чтобы они были изготовлены из непромокаемых материалов (их легче стирать и сушить), и главное - удобны для ребенка.
  6. На первых порах что бы не произошло – сохраняйте спокойствие. Ваша выдержка поможет ребенку быстрее усвоить навык самостоятельного питания.
  7. Если малыш при первой попытке обучения упорно отказывается кушать самостоятельно, не настаивайте, а повторите попытку через день-два. Важно сохранить позитивное отношение ребенка к еде.
  8. Начинайте приучать ребенка к ложке с помощью его любимых блюд, затем постепенно переходите к пище, которую он любит не столь сильно.
  9. Украшайте блюда - они должны выглядеть привлекательно и аппетитно.
  10. Перед началом каждого кормления ребенок должен быть в меру голоден. При сытом желудке процесс обучения затягивается.
  11. Сначала научите ребенка есть ложкой блюда, прилипающие к ложке (пюре, каши), затем - блюда, состоящие из небольших кусочков, которые легко жевать и глотать, и в последнюю очередь - жидкие
  12. Перед началом кормления убедитесь, что у вас в запасе имеется как несколько ложек для кормления (они имеют свойство падать на пол - не следует отвлекаться на то, чтобы их мыть, проще взять готовую чистую ложку).
  13. Если ребенок устал кушать самостоятельно, докормите его сами отдельной ложкой (прибегайте к этому только в том случае, если ребенок действительно устал, а не капризничает). Также не держите ребенка за столом более, чем полчаса.
  14. Нежно, но настойчиво пресекайте попытки ребенка играть с едой. Он должен понимать, что во время еды нужно себя вести соответствующим образом.
  15. Не стоит начинать приучать малыша к самостоятельной еде в тот период, когда у него (болезненные ощущения - не лучший помощник) или он болеет.
  16. Не торопите малыша на первоначальных этапах обучения, запаситесь терпением и предоставьте ему больше свободы.
  17. Покажите на собственном примере, как надо правильно набирать пищу из тарелки, как держать ложку.
  18. В процессе обучения четко и подробно комментируйте свои действия. Рассказывайте почему надо кушать именно ложкой и почему именно так надо ее держать.
  19. Учите играючи - кормите игрушки, попросите ребенка покормить вас и т.п.
  20. Хвалите малыша за мелкие достижения.
  21. Кушайте всей семьей вместе. Подражание - ваш лучший помощник.
  22. В процессе обучения должна быть занята вся семья. Недопустимо чтобы мама заставляла ребенка кушать ложкой самостоятельно, а папа или бабушка - кормили.
  23. Каждое без исключения кормление должно быть привязано к режиму дня - в строго определенное время.
  24. Закрепляйте приобретенные навыки ежедневно, не делайте перерывов (сегодня ребенок кушает сам, а завтра кормит мама – не наш случай).
  25. Помните, что с первой попытки вряд ли получится, повторять все придется десятки раз, но мы уверены, что ваши старания увенчаются успехом.
  26. С первых дней кушайте в столовой или на кухне. Хотя выполнение этого правила и влияет напрямую на процесс обучения, но следует помнить, что правила хорошего тона никто не отменял, приучаться к ним нужно с раннего детства.

Проблемы, с которыми можно столкнуться

Первая проблема заключается в том, что малыш, как только впервые получит свободу действий за столом, обязательно начнет все изучать и проверять. Даже несмотря на то, что за столом он будет уже не в первый раз, ему захочется проверить все, что только можно. Последствием такого «исследования» может стать то, что тарелка с едой может быть перевернута. Чтобы этого избежать, используйте пластмассовую тарелку на присосках - такие сегодня продаются в детских магазинах. Естественно, к ткани присоски прикрепиться не смогут, так что, от скатерти придется отказаться. Мы уже говорили ранее о скатерках, так что, выбирайте - либо красота на столе, либо ваш комфорт.

Следующая проблема заключается в том, что прежде чем окончательно приучить ребенка к правильному поведению за столом, вы намучаетесь с его «выходками». Помимо традиционных игривых жестов, громких криков и игнорирования ваших команд, вы столкнетесь с тем, что пища может разлетаться во все стороны. Об этом мы тоже уже писали в начале. Так вот, советуем вам заниматься обучением малыша подальше от стен, потому что отмывать кашу с обоев куда сложнее, чем с клеенчатого слюнявчика или стола.

Еще одна проблема, которая встречается довольно часто - ребенок не хочет есть самостоятельно. В таком случае нельзя на него давить. Пускай справляется так, как ему удобно. Он будет хватать пищу руками, размазывать ее по столу, пытаться донести до рта и пачкать лицо, заниматься еще чем-то, что ему покажется нужным. На данном этапе вам придется поддерживать его своей ложкой, подкармливая, иначе он останется голодным. Однако, этот период продлится недолго, так как со временем ребенок все же начнет использовать ложку, как более удобный инструмент для донесения пищи ко рту, а так же заметит, что чем чаще он попадает именно в рот, а не разбрасывает еду вокруг, тем более сытым и довольным он себя чувствует. Именно тогда начнется стремительный период обучения, который позволит вам с облегчением выдохнуть и просто наблюдать - маленький проказник догадается до всего сам.

Принимаясь за воспитание ребенка, родители должны учесть массу нюансов. В том числе и возможность его питаться самостоятельно. В некоторых случаях родители не испытывают с этим трудностей. Но иногда дети наотрез отказываются приучаться к самостоятельности за столом.

В данной статье мы постараемся максимально полно ответить на вопросы, касающиеся того, как научить ребенка есть и пить самостоятельно.

Для чего необходимо приучать ребенка кушать самостоятельно

Для взрослых этот процесс вполне естественный, и трудностей не вызывает абсолютно. Но для малыша, познающего новый для него мир, это одна из наиболее сложных задач. Многие молодые мамочки удивляются, почему малыш должен уметь кушать самостоятельно. Не лучше ли подождать более сознательного возраста?

Лучше если у ребенка будет собственный набор специальной детской посуды.

Нет, не стоит откладывать обучение этой процедуре. И на то имеются следующие причины:

  • При регулярном пользовании ложкой лучше развивается мелкая моторика пальцев;
  • Употребляя пищу без посторонней помощи, ребенок приучается к самостоятельности;
  • Если у него будет свой набор посуды, то он с малых лет будет приучаться к ответственности за свою собственность;
  • Потребление пищи самостоятельно – это естественный процесс, как в физиологическом, так и психологическом смысле. И без него обойтись нельзя.

Относительно возраста, с которого необходимо приучать малыша к самостоятельному приему пищи, мнения неоднозначные. Для некоторых детей норма в 1,5 года смело орудовать вилкой, а для других – это непосильная задача.

Чтобы не упустить благоприятный для приучения ребенка к самостоятельному приему пищи период, важно тщательно следить за ним. Заинтересованность взрослой едой, выдергивание из рук мамы или папы столовых приборов и использование их, подражая взрослым – именно это яркие признаки наступления такого периода. Чаще всего происходит это в 9-10 месяцев, но может и раньше.

Не следует делать ошибок, полагая, что для малыша будет лучше, если вы накормите его. Сделать его самостоятельным в дальнейшем вам будет в разы сложнее. Конечно, в этом случае будет сэкономлено время, пол и стол на кухне будут чистыми. Но подумайте, стоят ли такие маленькие победы дальнейших проблем!

С чего нужно начинать при обучении ребенка к самостоятельности за столом

Абсолютных догм, которым нужно следовать неукоснительно в процессе приучения ребенка к самостоятельности за столом, просто не существует. Простейшей причиной является то, что каждый малыш – это индивидуальность.

Но все же следует придерживаться общих принципов обучения, позволяющих добиться успехов:

  1. Решение о приучении ребенка к самостоятельности должно быть принято всей семьей. Часто возникают ситуации, когда все старания мамы идут насмарку из-за сердобольности бабушки, которая кормит малыша с ложечки;
  2. Приступать к кормлению стоит в определенное время, что будет способствовать выработке режима питания;
  3. Закреплять успехи по самостоятельному питанию нужно ежедневно;
  4. При недомоганиях у крохи, например, при прорезывании зубов , стоит отложить эту процедуру на другое время;
  5. Приучение к ложке, вилке и кружке должно быть последовательным;
  6. Обязательно подавайте свой личный пример;
  7. Трапезы по возможности должны быть совместными. Ведь младший член семьи старается повторять все за взрослыми;
  8. Осваивание столовых приборов малышом будут более успешными, когда он голоден;
  9. Процесс обучения должен быть похож на игру, чтобы ребенок не утомлялся;
  10. Начинать приучение к самостоятельности следует с любимых блюд крохи;
  11. Если в процессе обучения ребенок устает, а на тарелке осталась еда, то докормите его сами. В дальнейшем доза самостоятельно съеденной пищи будет увеличиваться;
  12. Обязательно хвалите малыша даже за малейшее достижение. Ведь он очень сильно старался!
  13. Будьте готовы к нарушению чистоты на кухне, никогда не ругайтесь за это;
  14. Если он наотрез отказывается от приема пищи самостоятельно, то не настаивайте на этом. Лучше отложите занятия на потом. В противном случае у ребенка сложится негативное отношение к еде;
  15. Для обучения приобретите специальную детскую посуду и по возможности мебель.

Как научить ребенка есть без посторонней помощи

Чтобы добиться этого, у родителей должен быть очень хорошо развит навык переговорщиков. Ведь тут придется не только показать свой личный пример, но еще и донести до ребенка, как это делается правильно.

1) Что такое прорезыватель для зубов и как его правильно использовать? Этому вопросу мы посвятили целую статью.
2) Как стоит воспитывать в малыше положительные качества .

Приучаем к самостоятельному пользованию ложкой

Начинать нужно в «четыре руки». В начале кормления давайте малышу в руку ложку, а второй просто кормите его. При этом неважно, что он делает своей ложкой. Главное, чтобы она вызывала у него интерес. Позднее, когда движения малыша становятся более целенаправленными, необходимо учить малыша попадать в цель – ротик.


Первым делом нужно научить малыша пользоваться ложкой, а потом уже переходить к другим столовым предметам.

Ребенок в таком возрасте еще плохо ориентируется в строении своего тела. Поэтому вместо рта он может попадать в подбородок, нос и даже уши. К тому же вы столкнетесь с еще одной проблемой, связанной с отсутствием координации движений.

Всем мамам знакома ситуация, когда ложка ко рту поднесена, а тот еще не открыт. В этом случае нужно немного подождать. Также нужно учитывать, что ребенку длину ложки еще трудно учитывать. Поэтому обязательно покажите, как это делается, на своем примере. А потом помогите ему повторить ваши движения.

При обучении навыкам самостоятельного приема пищи лучше использовать густую еду – картофельное пюре или кашу. Суп у крохи просто будет расплескиваться из ложки.

Со временем карапуз уже начнет сам орудовать ложкой. Но для оттачивания мастерства потребуется время. Поэтому будьте готовы, что и научившись орудовать ложкой, он может пролить суп или уронить макароны на пол.

Учим ребенка самостоятельному пользованию вилкой

Принцип обучения тут такой же самый, как и с ложкой. Вы на собственном примере должны показывать, как держать вилку, накалывать еду на нее. Это исключит ранения малыша в процессе приема пищи. Повторяйте всю процедуру вместе с ребенком, ведите его руку, объясняя попутно каждый этап.

Обучение пользованию вилкой осуществляют чаще всего после того, как ребенок уже уверенно пользуется ложкой. Но тут все зависит от желаний самого ребенка. Иногда дети сначала приучаются именно к вилке.

1) Рассмотрим основные детские фобии и методы, которые помогут их побороть.
2) Как определить размер обуви ребенка перед ее покупкой узнайте из этой статьи .

Учимся самостоятельно держать кружку

Некоторые дети сходу начинают пить из стаканов, пародируя своих родителей. При этом они могут некоторую часть жидкости пролить на себя, но в данной ситуации это не главное, ведь ребенок сделал первый шаг к самостоятельности. Для обучения малыша азам самостоятельного употребления жидкостей лучше приобрести специальные чашки-непроливайки.

При обучении ребенка следует прислушиваться к следующим рекомендациям:

  • Следует начинать уже с того периода, когда новорожденный начинает интересоваться предметами. Начинается это примерно в пять-шесть месяцев. Просто дайте ребенку непроливайку для знакомства;
  • Если он проявляет активный интерес к этому предмету, покажите ему, как пить из чашки, делая небольшие глотки. У вас обязательно должна быть своя чашка;
  • При обучении малыша пользованию чашкой-непроливайкой налейте в нее напитка не более одной трети. Придерживая ее за дно, дайте ребенку глотнуть и прочувствовать вкус. Если он заинтересовался процессом, то можно продолжать. В противном случае лучше немного подождать;
  • В процессе кормления у ребенка обязательно должна быть под рукой его чашка-непроливайка с жидкостью внутри;
  • Недопитый напиток не нужно переливать в бутылочку. Просто помогите ему допить его.

Со временем красивый предмет будет привлекать малыша. Он будет уже сам пользоваться поильником, в который еще и налито вкусное питье!

Приучение ребенка к самостоятельному приему пищи – это один из наиболее важных этапов его развития и воспитания. В дальнейшем ваши труды позволят малышу быстрее пройти другие этапы взросления. Кроме того, ребенок будет осознавать, что он уже полноценный член семьи.

Естественное любопытство маленького ребенка позволяет ему самостоятельно обучиться многим навыкам. Родителям остается только поддерживать и направлять малыша. Умение кушать ложкой самостоятельно – одно из главных достижений ребенка раннего возраста.

Когда ребенок начинает есть ложкой сам

Все детки разные и развиваются они тоже по-разному. Кто-то уже в полгода проявляет интерес к ложке, а кто-то и в три просит маму покормить его. Но общие временные рамки все же имеются. Обычно уже с полугода ребенок начинает есть прикорм, осваивая кашки и овощные пюре. Уже в эти моменты он тщательно рассматривает ложку, которой мама его кормит. Ему интересен этот предмет, он воспринимает его как игрушку. Если малыш пытается отнять у вас ложку – не противьтесь этому. Просто возьмите другую ложку, чтобы не прерывать процесс кормления.

В среднем, ложками начинаются интересоваться в 7-9 месяцев. К году малыш умеет мало-мальски управляться с этим столовым прибором и хотя бы несколько раз доносит пищу в рот. Уже к двум годам ребенок ест ложкой не только кашу и вязкие продукты, но и суп. Окончательными аккуратными навыками приема пищи малыш овладевает только к трем годам. Хотя некоторые непоседы могут и в пять есть так, что вся еда оказывается под столом.

Ложка – не игрушка!

С самых первых моментов, когда ребенок начинает интересоваться ложкой, нужно дать ему понять, что с ней делать можно, а что нет. С ложкой можно играть за столом – мусолить ею во рту, стучать по тарелке, кормить маму, бабушку и куклу. А вот когда ребенок пытается начать таскать ложку по квартире и совать ее во все щели – мягко заберите столовый прибор у него из рук. Таким образом вы фиксируете у ребенка четкую ассоциацию – ложка нужна только для еды. Не для ковыряния в цветочном горшке, не для пересыпания песка в песочнике и уж точно не для того, чтобы стучать по маминой голове. Обозначив границы поведения в самом начале, родители освобождают себя от многих потенциальных проблем.

Рано или поздно ребенок заинтересуется ложкой и вытащит ее из ваших рук. Поощряйте эти действия – хвалите малыша за самостоятельность. После этого он попытается сам зачерпнуть немного еды. Если это у него не получается, осторожно помогите ему – сделайте так, чтобы в его ложке оказалась пища. Первое время кухня после трапезы будет напоминать грандиозное сражение – кусочки каши размазаны по столу, полу и стенам. Однако соберите в кулак все свое терпение, будьте спокойны и уравновешены. Вот несколько советов, которые помогут вам облегчить процесс приучения ребенка к самостоятельному приему пищи.


  1. Ложка должна быть комфортной. Не стоит малышу сразу же давать металлический прибор. Во-первых, такая ложка тяжелая – ребенок не сможет ею управляться, в его ручонках еще так мало сил. Во-вторых, металлическая ложка может нанести травму – малыш может ударить такой ложкой себе по голове и руке, может прикусить из-за нее язык. Лучше всего использовать обычную пластмассовую детскую ложку, часто на ней изображены сказочные герои, делающие столовый прибор еще более привлекательным. Для малышей, у которых еще не прорезались зубки, есть мягкие силиконовые ложки, которые можно кусать и грызть.
  2. Стульчик для кормления должен быть устойчивым. Малышу будет удобно ковыряться в тарелке ложкой, если уровень стола будет достаточно комфортным.
  3. Отдельно хотелось бы сказать о тарелках. Купите специальную детскую тарелочку на присосках. Она крепится на поверхность стола и снять ее без специальных усилий будет невозможно. То есть, ваш малыш в порыве игры не сможет опрокинуть тарелку.
  4. Учите ребенка на личном примере. По возможности кормите ребенка в то же время, когда вся семья трапезничает. Обратите внимание крохи на то, как едят ложками остальные члены семьи.
  5. Не торопитесь кормить ребенка второй ложкой – так вы отобьете у него желание к самостоятельной деятельности. В начале трапезы, когда малыш хочет есть, а не настроен играть, пусть он кушает сам. Так голод заставит ребенка бросить все силы на освоение навыка. А через некоторое время можно помочь ребенку, покормив его остатками каши.
  6. Пока малыш только учится есть самостоятельно, кладите ему в тарелку только каши и густое пюре. Суп пока ему есть самому рановато.
  7. Чтобы ребенок стремился есть ложкой, кладите в его тарелку любимые продукты – ломтики фруктов, нарезанные кусочками оладьи, сладкую кашу. Если ребенок не любит овощное пюре, накладывать его в тарелку для самостоятельного приема пищи лучше не стоит.

Если ребенку уже более полутора лет, а он все еще не пытается есть самостоятельно, не торопитесь каждый раз кормить кроху. Поставьте перед голодным ребенком миску с вкусной едой и дайте ложку. Скажите, что мама очень занята и отойдите в сторонку, займитесь якобы важными делами. Ребенок должен понять, что иногда бывают моменты, что кроме него никто не сможет ему помочь. А голод, как говорится, не тетка, поэтому малыш быстро поймет, что и как нужно делать, чтобы покушать.

Умение ребенка правильно держать ложку приходит со временем. В самом начале, когда малыш еще совсем мал, он будет держать ложку в кулачке, это нормально. В более осознанном возрасте можно показать малышу, как держит ложку мама и папа. Каждый раз акцентируйте на этом внимание, мягко исправляйте положение рук крохи.


В детских магазинах есть специальные резиновые накладки на ложку со специальными выемками для пальцев. Они позволяют ребенку фиксировать пальчики в определенном положении. Со временем, когда ребенок привыкнет, тренажер убирается, а мышечная память не позволяет ребенку держать ложку по-другому.

Обучение ребенка любым навыкам в раннем возрасте – терпеливый и кропотливый труд. Не сердитесь, если у вашего малыша пока не все получается. Пройдет совсем немного времени, и вы будете с улыбкой вспоминать о причинах вашего беспокойства.

Видео: как научить ребенка кушать ложкой

Если вы еще не знаете, почему так важно приучать ребенка есть ложкой как можно раньше, тогда рекомендуем ознакомиться со статьей . Ну а мы переходим к следующему вопросу и попытаемся разобраться, как это сделать максимально быстро и эффективно. Итак…

Первое знакомство с ложкой в 4,5 месяца

Нетрудно догадаться, что чем раньше вы начнете этот процесс, тем проще будет это сделать. Согласитесь, приучить ребенка есть ложкой в более старшем возрасте, когда у него активно начнет проявляться собственное «Я» будет намного сложнее. Поэтому первое знакомство с данным столовым прибором должно состояться примерно в 4,5 месяца, то есть одновременно со знакомством с кашами и пюре.

Кто-то сразу же возразит, что приучать ребенка есть ложкой в столь раннем возрасте очень сложно и не стоит так спешить. Кто же спорит, что многим действительно проще дать жиденькую кашку из бутылочки, чем тратить массу времени и сил, пытаясь накормить непоседу из ложки, а потом еще и перестирывать все вещи.

Но не забывайте, приучение ребенка к ложке – это еще и важный этап в психомоторном развитии, который малышу очень важно пройти. Пусть даже на данном этапе крохе нужно всего лишь открывать рот, когда мама поднесет ложку с кашей, но и этот навык нужно освоить.

Что-то мы немного отвлеклись от темы, вернемся к вопросу «Как приучить ребенка есть ложкой? ». На практике это выглядит примерно следующим образом: усаживаете маленького себе на колени, при этом одной рукой поддерживаете его под спинку, а второй подносите ложку с кашей ко рту. А поскольку ребенок еще не умеет брать еду губками, ложку нужно аккуратно вложить ему в ротик.

Естественно, первое время ничего не будет получаться, поэтому приготовьтесь к тому, что кроха будет измазан по уши. Но не стоит нервничать по этому поводу, запаситесь терпением, пройдет совсем немного времени и он всему научится.

Приучение ребенка к ложке в 6,5 месяцев

Правда ложку первое время он будет воспринимать просто как игрушку, но и вы не просто так находитесь рядом: объясните, для чего она нужна, и покажите, как ей управляться. Поначалу придется брать руку малютки с ложкой в свою и направлять ее, но навык выработается достаточно быстро, а потом останется только совершенствовать его.

Способ для прогрессивных родителей

Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что лучший учитель – это собственный опыт. Вот и дайте ребенку его получить. Для этого оденьте его в старые домашние вещи, которые не жалко пачкать, усадите в кресло, дайте ложку и тарелку с едой. А дальше вам останется только наблюдать.

Из минусов данной метода приучения к ложке – вам придется перестирать все вещи, искупать кроху, да еще и в кухне убраться. Но опыт бесценен 🙂

Совершенствуем навыки

Ребенку уже 8 месяцев и он неплохо усвоил ваши уроки? Отлично, теперь самое время кушать в специальном детском стульчике и проявлять еще больше самостоятельности. Конечно суп малыш только расплещет, а вот на кашках и пюре можно упражняться.

И самое главное, помните, что ребенку действительно очень тяжело научиться есть ложкой и на это нужно некоторое время, поэтому не переживайте по поводу огромного количества уборок и .

Умение самостоятельно кушать – сложный навык, для освоения которого и малышу, и его родителям потребуется масса времени, терпения и олимпийского спокойствия. Но если сделать все правильно, этот период жизни вашей семьи подарит море позитива, счастья и незабываемых веселых моментов. Когда и как обучать ребенка? Поделимся секретами.

Секрет первый: ложка – особая игрушка

Для детей раннего возраста все, что попадает в поле зрения, а тем более в руки, вызывает неподдельный интерес. И первый вопрос, который возникает в пытливой младенческой головушке: «А как с этим можно играть?» Познавать мир через игры увлекательно и совсем не страшно. Но если с молчаливого одобрения родителей можно музыкальным телефоном забить пластмассовые гвозди в пластилин, а горшок примерить вместо шапки, то ложка во всех ситуациях должна быть ложкой . Что это значит?

С того момента, как мама впервые даст малютке ложечкой питье или прикорм, у него появляется и постоянно закрепляется понимание назначения этого столового предмета. Родители в будущем сэкономят себе немало нервных клеток, если будут мягко, но настойчиво ограничивать поведение своего чада в определенных рамках . То есть ложку можно держать и перекладывать в ладошке, подолгу мусолить во рту, кормить ею кукольных друзей и всех домочадцев, возить по тарелке или стучать по чашке (только сидя в стульчике для кормления). Но если, наигравшись так, начать бросать ее на пол, то мама поднимет и подаст ее только два раза подряд, на третий положив в шкаф для посуды. И по дому ходить с ней, проверяя на прочность все щели и розетки, не разрешит, и в песочницу вместо лопатки не даст.

Так у малыша гораздо быстрее закрепится своеобразный рефлекс: ложка в руке – надо кушать. Дальше, когда малыш уже начнет есть самостоятельно, его надо будет только поддерживать. То есть как только увидели, что утоливший голод кроха, заскучав за столом, начинает отвлекаться, — докормить его. А если он уже использовал ложку как боевое орудие для метания остатков еды, сразу же спокойно останавливать сражение.

Секрет второй – всему свое время, и держать ложку – тоже

У новорожденных детей есть бессознательный хватательный рефлекс. Если вложить им ложечку в ладонь, они крепко ее сжимают. Но очень быстро выпускают из руки, даже не проследив, куда она упадет. Потому надо подождать, пока ребенок не потянется к ложке сознательно. Это происходит обычно во время кормления : мама подносит порцию водички или прикорма, а малютка хватает ее за кисть и широко открывает ротик. Не отводите руку крохи, а одобрительно улыбнитесь и замедлите свои движения, дав ему возможность получить удовольствие от своих первых попыток себя покормить. С каждым разом движения младенца будут становиться все точнее, и он вскоре схватит уже не мамин палец, а ложку. Причем он сразу же уверенно потянет ее в тарелку за новой порцией еды. Не мешайте ему: несколько дней или недель вам так и придется держать ложечку вдвоем, пока он решительно не отстранит вашу руку. С этого момента сразу готовьте две ложки: одну – для него, вторую – чтобы одновременно его докармливать. Обратите внимание: ваше чадо уже ест самостоятельно!

Мы специально не указываем, на каком месяце жизни малютка впервые захочет поучаствовать в процессе его кормления. Это очень индивидуально и зависит от особенностей внутриутробного развития, от состояния физического и психического здоровья после рождения . В среднем живой интерес к приему пищи появляется после четырех месяцев, попытки «помочь маме» — после шести, а первое самостоятельное попадание ложкой в рот – после семи месяцев. Полностью самостоятельно (без докорма) дети начинают кушать в возрасте от двух лет, а аккуратно – не ранее трех. У подвижных и темпераментных малышей еда может оказаться под столом и в пять лет.

Секрет третий: что надо, чтобы научить ребенка кушать самостоятельно

Запоминайте 8 не обязательных, но очень полезных условий успеха:

1. Нетравматичная, удобная и привлекательная ложка. Лучший вариант – детская, не причиняющая боли и легко умещающаяся в ладошке. Вначале – из мягкого силикона, затем (когда прорежутся клыки) – из более плотной пластмассы. 2. Подходящий стульчик для кормления. Обратите внимание: ребенок сможет полноценно орудовать ложкой только после того, как будет устойчиво сидеть, не отвлекаясь на попытки удержаться, чтобы не упасть. 3. Личный пример домочадцев. Замечено, что быстрее начинают самостоятельно кушать те дети, которых сажают за общий стол. Особенно полезен (положительный!) пример старших братьев и сестер. 4. Постоянство и настойчивость. После того, как малыш проявил желание есть без помощи взрослого, надо давать ему эту возможность в начале каждого приема пищи. И не торопитесь сразу его докармливать, иначе задавите на корню всю инициативу маленького человечка. 5. Тарелка с присоской. Какая разница, что находится внутри игрушки, если она так забавно скользит по столу и с громким звоном падает на пол? А еще мама так смешно вскрикивает, подпрыгивая со своего стула и ползая потом на коленках по полу… 6. Правильный подбор еды для тренировки навыка. Главное для ребенка – чтобы он ел с удовольствием. Для этого надо соблюдать режим кормления и класть в детскую тарелку только любимые блюда (остальными, просто полезными, кормить из своей ложки). Для мамы немаловажно, чтобы не приходилось после каждого приема пищи делать генеральную уборку кухни. Потому начинайте с кусочков мягких фруктов, мармелада, овощей и печенья, порезанных оладий и сырников, нежирных вязких каш, картофельного пюре. Никто вас не осудит, если будете придерживаться правила: «чем чаще ребенок промахивается ложкой мимо рта, тем гуще будет еда в его тарелке». 7. Отсутствие посторонних раздражителей. Помните первый секрет? В ручке у крохи уже есть игрушка! А потому выключайте телевизор и освободите папу от обязанностей клоуна. 8. Спокойствие и только спокойствие! Любое проявление агрессии, как то недовольный взгляд или громкий возглас, могут испугать малютку и надолго отбить у него охоту даже прикасаться к ложке. Намного приятнее видеть ободряющую улыбку и слышать искреннюю похвалу. Расшалившийся непоседа быстрее успокоится, если поймет, что его непозволительные игры с едой родители без эмоций игнорируют.

Секрет четвертый: как не впасть в истерику и получать удовольствие вместе с ненаглядным поросенком

Через этап неряшливости в еде проходят все дети без исключения . Просто родители воспринимают его по-разному: как катастрофу или как доказательство, что малыш развивается нормально и становится самостоятельным. Потому одна мама будет кривиться от отвращения, а другая (и это будете вы) – светиться от счастья. Как сохранить себе нервные клетки?

  1. : дорогой фарфор, антикварное плюшевое кресло, ручной работы ковер с пола и гобелен со стены. По возможности отодвиньте стульчик для кормления подальше от штор.
  2. из легко впитывающего материала снаружи или со специальным складкой-кармашком внизу, в который будет собираться не попавшая в рот еда. Держите про запас сразу несколько штук.
  3. , и ее не жалко часто стирать.
  4. . Тогда, чтобы уменьшить ущерб для остальных помещений в доме, эту комнату можно будет превратить в детскую творческую мастерскую. Поставьте сюда столик для занятий и лепите, делайте аппликации, рисуйте – в том числе и на обоях.
  5. Не можете заставить себя долго терпеть беспорядок? И не надо! Малыш аккуратности учится в первую очередь у родителей. Потому. Тогда вы сможете без шума и отвлекающей суеты собирать разлетающуюся пищу и по мере загрязнения очищать ручки и мордашку. Награда за проявленное терпение не заставит себя долго ждать: вскоре ваш маленький поросенок попросит вытереть ему вынутый из каши кулачок.

И последний совет: ! Приступ отчаяния или злости при виде устроенной вакханалии пройдет мгновенно, как только вы запечатлеете радостную измазанную мордашку на пленку. Разглядывая получившиеся кадры, вы уже будете улыбаться, испытывая чувство умиления и огромное счастье. Ведь у вас растет такое замечательное чадо!

© 2018 4udak.ru -- Интернет онлайн журнал