Ребенок в год самостоятельно не стоит. Массаж для укрепления мышц. Как помочь малышу

Главная / Дети

Каждый ребенок индивидуален. И не нужно подгонять его умения в рамки среднестатистических навыков. Кто-то начинает делать то или иное действие раньше, а кто-то позже. Но существуют медицинские нормы, а точнее крайние сроки, по которым ребенок должен научиться делать что-то в определенное время. Например, переворачиваться малыш должен научиться к шести месяцам – это крайний срок для здорового ребенка. Сидеть кроха может начать и к 9-10 месяцам – это тоже нормально. А вот научиться стоять без опоры ребенок должен к полутора годам – это тоже самый поздний срок. Если малыш не стоит в год – не волнуйтесь, но начинайте активно тренировать кроху, помогать ему физически и морально. Если же малыш не стоит у опоры после 18 месяцев жизни – обязательно покажите ребенка врачу.

Убедитесь, что ваш ребенок счастлив, что вы научились что-то делать без вашей помощи. Эти слова могут создать у вашего ребенка страх, что, делая что-то сами, это может вызвать у вас страдание или заставить вас почувствовать, что вы боитесь когда-нибудь покинуть вас.

Пусть ребенок несет ответственность за что-то

Игрушки и детская комната являются отличным материалом для обучения ответственности с раннего возраста. Напомните своему ребенку, чтобы убрать игрушки после игры. Предложите удобную для понимания систему очистки - для этого подходят несколько сортировочных коробок. Это также отличный способ изучить категоризацию - в течение недели вы можете предлагать разделять блоки по цветам, в другом - по формам или размерам.

Упражнения для обучения ребенка

Очень важно перед началом упражнений и занятий показать ребенка ортопеду и невропатологу. Это не говорит о том, что малыш болен, нужно просто убедиться в том, что ребенок здоров по этой части. Если специалисты не заметят серьезных нарушений, можно заняться гимнастикой, которая укрепит мышцы ребенка и заставит его стоять без опоры.

Пусть ребенок совершает неуклюжие попытки

Понятно, что помогать ребенку есть и налагать собственную ложку на рот - это отличная экономия времени - он теряет одежду после каждого приема пищи и сметает кашу с кухонных стен. Если возможно, полностью отдайте ребенка ребенку. Ребенок быстрее учится на практике и делает новые попытки. Стоит найти свой собственный умный способ быстро справиться с беспорядком после еды - может быть, это будет фольга под стулом ребенка или специальный пластиковый нагрудник с карманом, который поймает то, что не ударило вас в лицо?

  1. Очень хорошо развивают мышцы ног специальные качели-попрыгушки, типа ходунков. Малыш помещается в так называемое сидение, верх качели надежно крепится на косяке или домашнем турнике при помощи крюка. Середина качели пружинится за счет резинки. Малыш прыгает, но не падает. При таких прыжках тренируются икроножные мышцы, мышцы бедер, а также тренируется позвоночник.
  2. Научить ребенка соблюдать равновесие и натренировать его вестибулярный аппарат можно при помощи фитбола. Для этого поместите кроху на большой резиновый мяч животом вниз и крутите его из стороны в сторону, вправо и влево. Будьте внимательны к ребенку – если ему не нравится, упражнение лучше прекратить.
  3. Если же ребенок хорошо стоит у опоры, но не хочет ее отпускать, пойдите на хитрость. Когда малыш будет стоять у дивана или стула, поманите его любимой игрушкой или неизвестным предметом – поварешкой или пультом (их так любят дети). Но предмет должен быть довольно крупным, чтобы малышу понадобились обе руки для того, чтобы взять новую игрушку. Будьте внимательны, не позволяйте ребенку упасть. Он просто должен оторвать руки от опоры и потянуться за игрушкой – этого на первый раз достаточно. Кратковременное удержание равновесия – уже серьезное достижение для крохи.

Занимаясь с ребенком играючи, вы сможете научить его многим физическим навыкам. Однако для того, чтобы малыш научился стоять без опоры, нужно действовать комплексно.

«Мама, автономия - наука о машинах?»

Также пусть ребенок попробует одеваться самостоятельно - левая обувь на правой ноге или футболка на обратной стороне дает возможность вместе подумать, как в следующий раз ребенок сможет распознать, как одеваться, не допуская ошибки. Вопросы вашего ребенка могут стать отличной возможностью узнать независимость. Возможно, ваш ребенок будет ожидать немедленного, готового ответа, данного как «на подносе», но попытайтесь использовать эти моменты и вовлечь ребенка в самообвинение. Конечно, дело не в том, чтобы оставить ребенка наедине с проблемой, а скорее поощрять творческий подход к делу и найти лучший и самый интересный способ найти решение.

Массаж для укрепления мышц

При помощи массажа можно простимулировать развитие мышц ребенка. Вообще, в год здоровому ребенку положено три курса оздоровительного массажа – после трех месяцев, после семи и примерно в год. Обычно после каждого курса профессионального массажа малыш выдает реальные результаты физических умений. После первого курса начинает хорошо переворачиваться, после второго – ползает, а после третьего – начинает стоять у опоры или без опоры, а иногда ходить (в зависимости от физического развития ребенка). Лучше всего делать массаж у профессионала, но, если нет времени или средств водить ребенка к массажисту, массаж может сделать и мама. Будет лучше, если вы хотя бы пару раз отвезете ребенка к специалисту, чтобы посмотреть, какой вид массажа он делает. Ведь у малышей бывает гипо-и гипертонус, то есть, слабое или сильное развитие мышц. От этого заключения и зависит вид массажа.

Спросите ребенка о своих идеях, где найти ответ. Наблюдая за ребенком в ситуации, когда он предпринимает новые задачи или те, которые мы считаем слишком сложными и сложными по отношению к его способностям, очень часто наша естественная реакция - это вопрос: «Помогите?».

Просить о помощи, в том числе и в действии, даст ребенку ощущение, что все действие будет успешным - потребность в привлечении сил, внимания и энергии естественным образом уменьшится. Даже если вам нужно что-то сделать для ребенка, это может стать возможностью для него освоить новые навыки. Конечно, что он будет наблюдать, он попытается использовать в следующий раз. Несомненно, трудно быть «пассивным» свидетелем неудач вашего ребенка. Когда он делает первые шаги, он просит подбежать и спасти их от падения.

Общеукрепляющий массаж делают здоровым деткам, он осуществляется следующим образом. Малыша кладут на кровать, а лучше на пеленальный стол. Ребенку должно быть мягко, комфортно и тепло. Разденьте кроху и смочите руки в массажном детском масле (выбирайте гипоаллергенные составы). Начните массаж со ступней – осторожно помассируйте каждый пальчик, тщательно пройдитесь по пятке и всей ступне, потрите тыльную сторону. Затем помассируйте икры ног, бедра. Движения могут быть трущими, мнущими, поглаживающими. Главное, чтобы ребенку было комфортно. После ног помассируйте ладошки и руки, затем плечи. Круговыми движениями сделайте массаж живота для лучшего пищеварения. Поглаживающими движениями помассируйте грудь и спину, избегая области позвоночника. Массировать шею нужно осторожно, без излишнего давления. При кривошее массировать эту зону может только врач. Завершить массаж можно упражнениями лечебной физкультуры – «велосипед», выставление ребенка на ножки с поддержкой подмышками, стимулирование к ползанию (это укрепляет опорно-двигательный аппарат).

Однако следует помнить, что для достижения чувства самосознания необходимы успехи и неудачи. Как мы реагируем на первые попытки и борьбу наших детей за независимость, они влияют на то, как они будут воспринимать себя в своих более поздних жизнях и оказаться в новых ситуациях.

Обычно ребенок начинает заниматься самостоятельно от 12 до 15 месяцев. Однако некоторые дети начинают ходить быстрее, чем 9 месяцев, а другие начинают ходить после полутора лет. Есть несколько вещей, которые влияют на возраст, когда ребенок начинает идти, и генетика обычно является доминирующим элементом. Несмотря на центральную роль генетики, родители могут играть важную роль в том, чтобы заставить детей уйти в более молодой возраст.

Регулярный массаж активизирует кровообращение в мышцах, укрепляет их, делает ножки более подготовленными к предстоящим нагрузкам. После массажа очень полезно дать малышу возможность поплавать. Специальный круг, который надевается на шею ребенка, позволяет ему перемещаться по всей поверхности ванны. При этом в воде ребенок не чувствует свой вес, двигать ножками ему гораздо легче. Это еще одна важная тренировка на пути к свободному стоянию.

Укреплять мышцы спины. Обычно мы думаем, что мышцы ног являются ключевыми мышцами, которые помогают нам уйти. Это не совсем так, потому что мышцы, которые играют центральную роль и позволяют нам ходить, - это мышцы спины. Чтобы укрепить мышцы спины, родители должны поощрять движение головы и горла ребенка, показывая ему вещи, которые захватывают его интерес. Еще одна вещь, которую могут сделать родители, - положить маленького на живот. Все эти мероприятия научат его контролю мышц и начнут идти быстрее.

Помогите ему попрактиковаться в балансе. Баланс также имеет большое значение для ходьбы. Вы можете начать помогать ему координировать и практиковать баланс после того, как он сможет встать на задницу. Очень хорошее упражнение - дать ему мяч и поднять его близко и далеко от него, что будет стимулировать его поддерживать равновесие, когда оно перемещается вперед и назад и в одну сторону.

Обстановка и мотивация

Обстановка, в которой ребенок учится ходить, очень важна. Если малыш поскользнется и упадет, он не просто сделает себе больно. Важно то, что он потеряет уверенность в своих силах и перестанет на некоторое время стараться стоять без опоры. Поэтому очень важно выбрать обувь для ребенка. Если малыш дома ходит по голому полу, купите ему специальные носки с прорезиненной подошвой, которые не скользят. Очень важно обезопасить место, где проходят упражнения – смягчите углы мебели и косяки специальными силиконовыми накладками. Если малыш ходит в обуви, она должна быть максимально комфортной и мягкой. Возможно, на время придется убрать половики и ковры, о которые малыш может споткнуться.

Ребенок может научиться идти, если вы привлекаете его в забавные игры и привлекаете его к захватывающим занятиям. Притворись аллигатором и наблюдай за ним. Ему нужно идти быстрее и лучше координироваться. Поощряйте его брать вещи в покое. Врачи говорят, что стремление ребенка платить и получать вещи вносит свой вклад в его навыки ходьбы. Вы можете разместить любимые игрушки ребенка на дороге и посмотреть, как они видят. Он будет переходить от одного к другому, чтобы исследовать их всех.

Важно, чтобы вы знали, как помочь ребенку, когда он начнет работать. Первоначально вы должны поддерживать его над ребрами. Когда он становится стабильным, вы должны поддерживать бедра так, чтобы основные мышцы оставались сильными и стабильными. Вы можете дать своим детям игрушки или предметы, которые могут помочь ему встать. Как только он станет одиноким, без особой помощи, уверенность повысится и, следовательно, его способность идти. На этом этапе важную роль сыграют игрушки, которые тянут или толкают.

Очень важна и мотивация ребенка. Малыш не хочет отпускать опору, просто потому, что ему это не нужно. Окружите его интересными игрушками и новыми предметами, которые могут быть для него любопытны. Но не давайте ему их сразу – держите на расстоянии одного шага от опоры. Попробуйте отпустить руки ребенка, но не отходите от него. Дайте малышу почувствовать, что вы все равно рядом и при неудачной попытке поймаете его. Не допускайте серьезных падений – ребенок может потерять веру в свои силы. Когда малыш постоит хотя бы несколько секунд – протяните ему руки, он должен знать, что мама и папа всегда придут на помощь и в следующий раз не нужно бояться стоять самостоятельно. Первое время тренировки по хождению и стоянию должны быть только на мягком – дома или на газоне, ни в коем случае не на асфальте.

Младенцы легче ходить босиком, потому что ноги крепко приклеиваются к поверхности, когда они босые ноги. Ребенок будет чувствовать себя одиноким, когда придет время предпринять первые шаги, и поэтому вы не должны заставлять его идти, как бы вы ни хотели, чтобы он ушел.

Может потребоваться больше времени, чтобы научиться ходить, потому что это может не понять, что его собственные ноги могут поддерживать тело. Используйте перемычку очень мало. Перемычка - лучший вариант по сравнению с прекурсорами, потому что он укрепляет ноги ребенка и дает ему уверенность. Однако вы должны использовать его только в умеренных количествах. Прежде всего, перемычка потенциально опасна для ребенка, если никто ее не контролирует. Во-вторых, ребенок может стать зависимым от перемычки и, возможно, не сможет изучить необходимые двигательные навыки, чтобы идти самостоятельно.

Обучая ребенка стоянию без опоры, не форсируйте события. Если малыш отказывается стоять самостоятельно – не вините и, тем более, не заставляйте его. Просто его организм еще не окреп. Чтобы не навредить детскому позвоночнику, малыша нельзя сажать и ставить на ноги раньше времени. Ребенок сам почувствует силы в ногах и обязательно пойдет в скором времени. В то же время нельзя тянуть с посещением врача – лучше убедиться, что малыш здоров и терпеливо ждать первых шагов, чем упустить драгоценное время в надежде что все в порядке. Будьте терпеливы и внимательны к своему ребенку, и он непременно скоро встанет на ножки!

Видео: как научить ребенка ходить

Первые шаги – важное и долгожданное умение, обозначающее целую веху в развитии малыша. В этот период кроха открывает для себя новые пространства и начинает полноценно изучать окружающий мир своими силами. Но неправильное или преждевременное освоение навыка хождения может привести к возникновению серьезных патологий и нарушений. Поэтому родителям необходимо знать, как научить ребенка ходить, чтобы избежать трудностей и проблем в будущем.

Не существует строгих норм, определяющих точные сроки освоения первых шагов. Есть только физиология и психологическое стремление перейти к следующей стадии – от ползания на четвереньках к вертикальному положению. В среднем здоровый ребенок начинает ходить в возрасте от 7 месяцев до 1,5 лет.

Подготовка к хождению начинается в тот момент, когда грудничок активно ползает по комнате, опираясь на коленки и ручки. Так он естественным способом тренирует спину и конечности. Как только мышечный корсет окрепнет, карапуз постепенно переходит к следующей стадии – ходьбе. Он предпринимает попытки ухватиться за предметы, которые кажутся ему наиболее устойчивыми и безопасными. Держась за край кроватки, дивана, кресла или шкафчика, карапуз совершает серьезные физические упражнения: подтягивается на руках, переводя свое тело в вертикальное положение. Это равносильно умению взрослого заниматься на перекладине.

Освоив навык вставания на ножки, малыш будет стремиться удерживать тело в вертикальном положении как можно дольше. Если кроха начинает стоять практически сразу же после того, как сел и научился ползать, это говорит о том, что родители создали благоприятные условия для его последующего развития.

Психологическая уверенность и умение не бояться неудач в виде падений закладываются только в том случае, если взрослые не проявляют испуга, подбадривают и воодушевляют свое чадо на новые подвиги.

Научившись фиксировать свое тело в новом положении длительное время, ребенок переходит к следующему этапу тренировки своих еще слабых и неуклюжих ножек. Держась за опору, он учится шагать, перемещаясь вдоль неподвижной опоры. Его ноги постепенно привыкают к нагрузке, перестают дрожать и подгибаться. Это достижение очень радует малыша, а если он видит положительную реакцию родителей, их улыбку при каждом достижении, то стремится порадовать маму и папу, продолжая практиковаться.

Почему развитие затормаживается

Не следует проявлять беспокойства, когда ребенок начинает ходить в год или чуть позже. Причины более длительных задержек физического развития могут быть самыми разнообразными:

  • Крупный ребенок. Ему сложно удерживать на неокрепших ногах вес своего тела. При попытке встать попка карапуза перевешивает и плюхается на пол в привычное сидячее положение. Любые серьезные физические нагрузки даются ему тяжелее. Чтобы научиться ходить самостоятельно, крохе потребуется немного больше времени, чем его более стройным сверстникам.
  • Страх перед падением. Наблюдая регулярную негативную реакцию со стороны родителей, ребенок перенимает их страх. Если окружающие пугаются, когда младенец падает, ударяется, плачет, и начинают нервничать, не стоит ожидать от крохи иной реакции. В такой ситуации он очень долго не решается на новый этап физического упражнения, подходя к нему очень осторожно и не спеша.
  • Больше нравится перемешаться на четвереньках. Малышу приятно и весело ползать по комнате. Он быстро передвигается в нужном направлении и не испытывает необходимости в ходьбе. Не стоит в таком случае торопить его, лучше набраться терпения и подождать.
  • Не чувствует родительской поддержки. Мама и папа, следуя табличным педиатрическим нормам, препятствуют ранним стремлениям своего чада. Они усаживают его обратно в кроватку, негативно реагируют на перемещения в вертикальном положении. Такой страх чаще всего вызван не всегда обоснованными опасениями появления патологий в будущем.

В стремлении ходить нет ничего страшного при отсутствии проблем со здоровьем. Если карапуз может устоять на ногах, пусть продолжает осваивать новый навык. Когда он начнет самостоятельно передвигаться, необходимо создать условия для его здорового физического развития.

Как помочь малышу?

Стимулировать физическое и психологическое развитие помогает не только правильный распорядок дня, активные игры и правильное питание, но и различные процедуры. Помочь мышцам окрепнуть можно с помощью массажа и лечебной гимнастики.

Делать специальные упражнения можно как под контролем специалиста в поликлинике, так и самостоятельно. Существует множество пособий и видео уроков по массажу и лечебной гимнастике для самых маленьких. При комбинировании занятий и их ежедневном проведении мама поможет своему чаду вырасти сильным и здоровым.

К тому же при этих процедурах между родителями и грудничком возникает еще более сильная эмоциональная связь, формируются доверительные отношения.

Также стоит помнить, что на все вопросы о том, как научить ребенка ходить, прыгать, плавать, читать и освоить любой другой навык, ответ всегда один – играть с ним. Совместные развлечения стимулируют кроху.

Когда он учится ходить, лучшей помощью будут развлекающие занятия:

  • Мячик. Младенца в возрасте от 7-9 месяцев будет полезно и увлекательно научить играть с этим предметом. Можно перекатывать мячик к ребенку и просить его толкнуть обратно, затем попробовать подкинуть игрушку.
  • Машинки и каталки. Разнообразные крупные игрушки с колесами, коляска с куклой, каталки с ручками хорошо стимулируют ходьбу. Опираясь на них, карапуз будет перемещаться в полусогнутом, а затем и полностью вертикальном положении. Такая своеобразная опора, которая не стоит на месте, а требует перемещения, лучше и быстрее стимулирует развитие рефлекса ходьбы.
  • Танцы и другие подвижные игры. Как грудничок начал ползать на четвереньках, можно включать ему весёлые песенки и предложить потанцевать вместе, держа его на руках, а затем за одну ручку. Во время таких перемещений и игр под музыку карапуз непроизвольно начнет делать больше шагов, чем в повседневной жизни. Увлекшись танцами, он быстрее укрепит мышцы ног и поймет, что вертикальное положение тела дает больше возможностей, чем горизонтальное.

Не стоит ограничивать свою фантазию. В развивающую игру можно превратить любое совместное времяпрепровождение.

Подготовка к первым шагам

Когда кроха начнет активно передвигаться по комнате, необходимо пересмотреть расположение опасных предметов в помещении. Совсем скоро малыш докажет, что он:

  • Очень сильный. Передвинуть или уронить вещь, которая весит почти столько же, сколько и младенец, для него не проблема.
  • Быстрый. Иногда маме достаточно моргнуть, чтобы ребенок успел уползти к краю кровати или в другую комнату. После освоения ходьбы уследить за ним будет еще сложнее.
  • Высокий. Главная ошибка родителей в том, что они считают детей маленькими. Но вот кроха встает на цыпочки, вытягивает ручки и захватывает новую «игрушку» с полки или тумбочки.
  • Изобретательный. Если у маленьких исследователей что-то не выходит, они начинают пользоваться любыми доступными способами и получать желаемое.

Чтобы избежать травм, родителям стоит обезопасить пространство. Дверки нижних шкафчиков лучше связывать, чтобы карапуз не повредил себе пальцы, хлопая ими. Все опасные предметы должны «жить» на верхних полках.

Не менее важно заранее приучить свое чадо к словам «можно» и «нельзя». Еще до того, как он начинает ползать, можно периодически показывать, что разрешается, а что нет.

Помощники


Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка ходить с помощью специальных устройств. Ходунки часто представляются им безопасными и удобными. Они защищают грудничка от падения и предотвращают возможные ушибы. Но перед тем как посадить кроху в ходунки, нужно учесть некоторые моменты:

  • Ковры или половики должны плотно прилегать к полу. В противном случае они могут загнуться, скомкаться и стать препятствием для перемещения в ходунках.
  • Провода должны быть зафиксированы или убраны. Также следует отодвинуть к стенам легкую мебель, которую можно без труда опрокинуть.
  • При высоких порогах между комнатами, ходунки автоматически блокируются. Если ребенок сильный и упорный, он может продолжить толкать свой «транспорт» и перевернется вместе с ним.
  • Длительное нахождение в удерживающих приспособлениях негативно сказывается на мышцах ног. Малыш не способен самостоятельно снять их и принять другое положение тела, когда устанет стоять. При постоянном использовании ходунков может развиться плоскостопие и деформация костей и суставов.

От того, в каких ботиночках карапуз делает свои первые шаги, зависит его будущее здоровье. Когда он начинает ходить, необходимо заменить носочки и мягкие тапочки с тонкой подошвой на другие модели. Чтобы избежать искривления стопы и вывихов, к выбору обуви необходимо подойти очень щепетильно и внимательно:

  1. Соответствие размера. Ножка должна быть плотно зафиксирована со всех сторон. Маленький размер обуви приводит к необратимым деформациям ступней из-за нарушения кровообращения. Ботиночки на один-два размера будут провоцировать падения и травмы в результате ненадежной фиксации.
  2. Твердая подошва. Ноги будут фиксироваться в правильном с точки зрения неврологии и ортопедии положении. Такая обувь станет отличной профилактикой подгибания пальчиков и косолапия.
  3. Выбор креплений. На первые шаги лучше покупать обувь на липучках, кнопках или молнии. Любые варианты завязок выглядят красиво, но они крайне неудобны. Неожиданно развязавшиеся шнурки приведут к серьезным травмам.

Так правильный выбор обуви может избавить кроху от многих патологий опорно-двигательной системы.

Ходим с родителями

При постоянной поддержке со стороны близких людей обучение происходит быстрее и проще. Когда ребенок начинает стоять и пробует первые неуверенные шаги, его необходимо подбодрить. Нужно взять карапуза за обе ручки, стоя у него за спиной, дав ему ухватиться за большой палец и удерживая кистями его лучевые кости. Это самый безопасный способ захвата. В случае резкого падения можно избежать вывиха кистей. Также кроха будет привыкать действовать самостоятельно, а мама будет лишь островком безопасности и «спасательным жилетом».

Далее нужно позволить своему чаду сделать первые шаги. Также рекомендуется встать перед ребенком и идти спиной назад, в то время как он будет шагать вперед. В дальнейшем, когда младенец будет стоять на ножках более устойчиво, можно держать его за одну руку. Чтобы стимулировать ходьбу в определенном направлении, следует привлекать внимание младенца к игрушкам и животным, которые ему интересны больше всего: «Пойдем, погладим кису!», «Пойдем к качелям, коляске, кукле, машинке».

База знаний для продвинутых мам:

Какие могут возникнуть проблемы?


Самые распространенные ошибки родителей, касающиеся вопроса, как научить малыша ходить, заключаются в следующем:

  • Когда ребенок падает и ударяется, мама проявляет сильные эмоции. Чувствуя реакцию взрослого, кроха начинает бояться падать, а его развитие замедляется.
  • Родители не обращают внимания на то, что карапуз регулярно подгибает пальцы к подушечкам ступни. Такая аномалия возникает на фоне раннего хождения и при неврологических патологиях в результате повышенного тонуса мышц ног. Если вовремя заметить проблему и регулярно делать массаж, совершая легкие постукивания по дуге перед пальцами, можно избежать патологии.
  • Невзирая на рекомендации врача, ребенок передвигается дома без обуви или в тапочках с мягкой подошвой. Это приводит к серьезным деформациям стопы и ног, вследствие которых развиваются осложнения и серьезные неврологические расстройства.
  • Из-за длительного пребывания в ходунках малыш начинает ставить ногу изначально неправильно, опираясь на носочек вместо того, чтобы полностью становиться на ступню. В медицине такое нарушение называется пирамидальной недостаточностью. Это является серьезным отклонением, требующим незамедлительного лечения препаратами, которые пропишет невролог. Также обязательным в такой ситуации будет прохождение полного курса массажа и физиопроцедур.

Другой причиной неправильного хождения могут быть различные травмы и заболевания, требующие терапевтической коррекции. Не стоит пренебрегать назначениями и рекомендациями врачей.

© 2018 4udak.ru -- Интернет онлайн журнал